В современных экономических условиях успешность деятельности любой организации находится в зависимости от влияния значительного числа факторов, основополагающим из которых является персонал. Организация управления сотрудниками с использованием ключевых мотивационных инструментов является одним из наиболее важных факторов повышения конкурентоспособности предприятий.
Исследованию вопроса организации эффективной мотивации сотрудников посвящено значительное число научных работ. Исследуя литературу, можно отметить значительное число различных подходов к трактовке термина «мотивация персонала». Среди данных трактовок можно выделить определение, в соответствии с которым мотивация рассматривается, как часть менеджмента и инструмент повышения эффективности работы предприятия. Также выделяется трактовка, которая говорит о том, что мотивация труда представляет собой систему ряда взаимосвязанных мероприятий, которые позволяют повысить заинтересованность в труде отдельных работников или трудовых коллективов в целом в решении определенной задачи.
На основе представленных выше определений можно говорить о том, что мотивация персонала представляет собой процесс побуждения сотрудников к трудовой деятельности на основе мотивов поведения человека для достижения личностных целей или целей развития организации.
Применение инструмента мотивации персонала связано с тем, что мотивированный сотрудник способен с большей эффективностью использовать свои способности и возможности, что приводит к желаемому результату.
Можно отметить, что система мотивации сотрудников в организации представляет собой один из наиболее эффективных инструментов управления персоналом, способным влиять на эффективность профессиональной деятельности человека. При этом, формирование системы мотивации на основе стратегических и тактических целей компании, позволяет сформировать требуемую модель поведения сотрудников, а также повысить производительность их труда.
Также мотивация влияет и на достижение приемлемого уровня индивидуальной работы каждого сотрудника, что приводит к росту профессионализма в компании в целом.
Рассматривая сущность мотивации, можно отметить, что она связана с влиянием на трудовой коллектив различных побудительных мотивов, направленных на повышение эффективности труда с помощью различных коллективных и индивидуальных побудительных мер.
Структура мотивации связана с потребностями, мотивами, стимулами, целями и эмоциями сотрудников. В качестве основы мотивации можно выделить потребности человека, которые представляют собой различные внутренние состояния, связанные с психологическими или функциональными ощущениями недостатка чего-либо, которые проявляются под влиянием ситуационных факторов.
Следующим элементом мотивации сотрудников в организации является стимул, который формируется под внешним воздействием на личность и создает основу для формирования мотивов. Стимул связан с активизацией трудовой деятельности человека, ростом его производительности труда и заработной платы, а также позволяет развивать специализированные навыки для карьерного продвижения.
Эмоции связаны с субъективным проявлением протребностно-мотивационных процессов, которые отражают ход реализации и удовлетворения потребностей. Цели выступают желаемым результатом или объектом, к которому стремится человек.
Основываясь на всем вышесказанном, мотивация может рассматриваться в качестве непрерывного процесса воздействия на человека или коллектив, позволяющего достичь поставленных целей наиболее быстро и эффективно.
Ключевым фактором в удовлетворении потребностей работников выступает материальная мотивация, которая связана с созданием единого общего подхода к оплате труда персонала, а также предоставления ему других материальных поощрений. Это формирует дополнительное стремление сотрудников к повышению своей производительности труда или достижению поставленных задач.
Материальная мотивация связана со стремлением человека к повышению своего благосостояния и уровня жизни. Ключевым фактором при ее формировании является личный доход, его структура и организация дифференциации уровня дохода на предприятии. Рассматривая факторы, оказывающие влияние на материальную мотивацию, можно выделить:
Также как одно из средств мотивации сотрудников в организации используется премирование, которое позволяет существенно повысить производительность труда на предприятии. Премия выплачивается единовременно за решение конкретной задачи, либо за перевыполнение отдельных показателей производительности труда.
Применение премии, в качестве одного из методов мотивации позволяет существенно повысить лояльность персонала, а также сформировать дополнительные мотивы к активной работе в будущем.
Отдельно в рамках организации мотивации на предприятии используются нематериальные методы, которые связаны с удовлетворением социальных, культурных и духовных нужд человека. Система нематериальной мотивации представляет собой внешние стимулы нематериального характера, которые могут быть реализованы на предприятии для поощрения эффективного труда.
Также можно выделить несколько общепринятых методов нематериальной мотивации персонала:
Также одним из возможных вариантов нематериальной мотивации сотрудников выступает формирование наиболее благоприятных для них условий труда, психологического климата в коллективе, системы моральных поощрений и т.д.
На основе всего вышесказанного можно отметить, что мотивация представляет собой один из наиболее важных процессов в управлении персоналом. Это связано с тем, что она создает условия для личностного развития сотрудников, повышения их производительности труда, что ведет к росту эффективности и прибыльности работы предприятия в целом.