Рассматривая макроуровень антикризисного управления можно говорить о том, что он представляет собой регулирование кризисных ситуаций на уровне государства. В рамках данного уровня активно используются различные инструменты организационно-экономического и правового воздействия на состояние экономики. Также данные меры позволяют существенно снизить вероятность наступления кризисных ситуаций на уровне отдельных экономических субъектов.
Основными инструментами реализации антикризисного управления на данном уровне являются:
Представленные выше меры позволяют обеспечить наиболее эффективное государственное антикризисное управление.
Практика антикризисного управления говорит о том, что его макроуровень является более эффективным, чем микроуровень. Это обосновывается тем, что у государства существуют возможности создания таких условий, при которых кризисы на микроуровне будут практически ликвидированы.
В качестве основных направлений государственного антикризисного управления можно выделить:
Также в рамках макроуровня антикризисного управления реализуется ряд государственных целевых программ, что позволяет обеспечить наиболее эффективную государственную поддержку.
В качестве одного из наиболее эффективного варианта антикризисного управления на макроуровне является формирование кластерных структур в экономическом пространстве государства. Эффективность данной меры обосновывается тем, что кластеры позволяют обеспечить активное развитие инновационных предприятий за счет предоставления налоговых и иных льгот.
Микроуровень антикризисного управления заключается в управлении кризисными ситуациями на уровне конкретного экономического субъекта. В рамках данного уровня антикризисного управления активно применяются различные методы и инструменты управления, что позволяет обеспечить высокую его эффективность.
Рассматривая антикризисное управление на микроуровне, следует отметить, что наиболее важной его целью является:
Данный вид антикризисного управления реализуется в соответствии с принятой системой управления предприятием. Нижний уровень антикризисного управления на микроуровне связана с профессиональной деятельностью кризисных менеджеров, на которых возлагаются обязанности анализа вероятности наступления тех или иных рисков. Здесь особое внимание уделяется вопросам выбора наиболее эффективной методики анализа, поскольку от нее зависит уровень качества представляемой аналитической информации.
Второй уровень антикризисного управления на микроуровне связан с деятельностью линейных руководителей, которые могут своевременно принять оперативные меры по решению кризисной ситуации.
При невозможности ликвидации кризисных явлений на уровне линейных руководителей, функции антикризисного управления передаются на уровень высшего руководства. Главное его задачей является формирование стратегии выхода экономического субъекта из кризисной ситуации.
В качестве наиболее яркой особенности антикризисного управления на микроуровне можно выделить формирование мер по его реализации в зависимости от жизненного цикла деятельности предприятия.
Необходимость его учета обосновывается тем, что оно позволяет формировать меры антикризисного управления двух типов:
Превентивное антикризисное управление реализуется на основе анализа текущей ситуации предприятия. Это позволяет своевременно выявить наиболее вероятностные участки кризиса, а также своевременно предотвратить его наступление.
Реактивные меры реализуются при наступлении конкретных проблемных ситуаций на предприятии. Таким образом, можно говорить о том, благодаря разделению мер антикризисного управления происходит повышение его общей эффективности.
В литературе по исследуемому вопросу иногда микроуровень антикризисного управления рассматривается как управление кризисами в отдельных отраслях экономики. Однако, это не совсем верно, поскольку это больше схоже с мезоуровнем. Выделение отраслевого антикризисного управления в отдельный уровень возможно в будущем, когда будут созданы целостные системы внутриотраслевого регулирования. Для нашей страны такое выделение достаточно проблемно из-за фактического отсутствия саморегулирующихся отраслевых организаций или наличия влияния на них отдельных крупных предприятий.