Сегодня антикризисное управление персоналом представляет собой одну из частей антикризисного регулирования работы предприятия. Это обосновывается тем, что любая организация функционирует благодаря своему персоналу и от него в значительной степени зависит эффективность ее работы и предотвращение кризисных ситуаций.
Рассматривая антикризисное управление персоналом в Российской Федерации, можно говорить о том, что в качестве наиболее распространенной модели его реализации выступает сокращение штата сотрудников, которое приводит к снижению затрат на оплату труда. Однако, становится понятным, что данная мера является слабоэффективной, поскольку для руководителей предприятий начинает осознаваться ценность человеческого ресурса и значимость каждого работника.
Антикризисное управление персоналом представляет собой не только формирование формальных мер работы с сотрудниками, но и обеспечение социально-психологического климата в организации, который позволяет снизить влияние материальных факторов мотивации.
Для выхода из кризиса на предприятии формируется целая система антикризисного управления персоналом, которая включает в себя:
Формирование направления антикризисного управления персоналом привело к возможности сосредоточения внимания руководства предприятия на ключевых направлениях работы с сотрудниками, что позволяет минимизировать число увольнений и сохранить человеческий потенциал предприятия. В качестве таких направлений чаще всего выступает переквалификация сотрудников, привлечение новых молодых специалистов, привлечение значительной доли работников к управлению предприятием и т.д.
Одной из наиболее важных задач антикризисного управления персоналом выступает создание организационной культуры на предприятии. Это связано с тем, что применение современных технологий управления не может происходить без учета организационно-культурного подхода к управлению, который формирует общее понимание процессов функционирования и развития предприятия и учитывает различные социально-культурные факторы в работе персонала в условиях кризиса.
Наиболее важным инструментом антикризисного управления становится кадровый маркетинг, который реализуется через:
Также в качестве одного из стратегических элементов антикризисного управления персоналом на отечественных предприятиях является формирование и реализация профессиограмм, представляющих собой комплекс личностных качеств, которыми должен обладать каждый сотрудник предприятия. Чаще всего формируются модели должностей, которые включают в себя уже новые стратегические направления развития предприятия, а также учитывают предыдущие ошибки, которые привели к кризису.
Еще одним элементом антикризисного управления персоналом является антикризисная кадровая политика, которая основывается на:
Данная политика должна быть реалистичной и позволить достичь показателей устойчивого развития предприятия в будущем, с учетом всех текущих факторов, а также факторов, оказавших влияние на формирование кризисной ситуации.
Ключевой характеристикой антикризисной политики является ее комплексность, которая связана с единством целей, принципов и методов управления персоналом, а также включением в кадровую политику предприятия важнейших характеристик управленческих процессов, протекающих на нем.
Сущность антикризисной политики управления связана с формированием рациональных и превентивных методов регулирования, которые носят упреждающий и опережающий характер. Таким образом, антикризисная политика, благодаря своей сущности, позволяет предотвратить не только кризисные ситуации на предприятии, но и трудовые конфликты.
Стоит отметить, что кадровая политика предприятия, а также реализация всех функций в области управления персоналом связана с законодательной базой. Это приводит к тому, что для многих руководителей, задействованных в решении кадровых вопросов, важнейшим фактором, при формировании антикризисной кадровой политики становится правовая культура.
Чаще всего реализация кадровой политики представляет собой обособленную работу отдельных подразделений по решению вопроса выхода предприятия из кризиса. Это приводит к тому, что деятельность руководителей и органов управления предприятия пересекается только на этапе интеграции общей антикризисной кадровой политики в деятельность предприятия.
На основе всего вышесказанного, можно говорить о том, что антикризисное управление персоналом основывается на системном подходе, реализуемом на основе распределения функций и полномочий в области реализации антикризисной кадровой политики.
Также стоит отметить, что функционирование системы антикризисной кадровой политики позволяет сформировать статус управления предприятием не только для его руководителей, но и для персонала предприятия, что приводит к возможности реализации нестандартных и рисковых решений в области антикризисного управления.