Под руководством понимается процесс осуществления деятельности по организации, управлению и контролю вверенного учреждения.
Особенностью руководства образовательным учреждением является чёткая регламентация законодательными документами федерального, регионального, муниципального и локального уровня.
К основным документам федерального уровня, определяющим порядок функционирования образовательных учреждений, можно отнести Конституцию Российской Федерации; Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Трудовой Кодекс РФ, а также ряд постановлений Правительства РФ и Приказов Министерства образования РФ, касающихся особенностей функционирования различных типов образовательных учреждений и организации учебного процесса (здоровьесбережение, информационная безопасность, антитеррористическая и антикоррупционная деятельность и др.).
На региональном и муниципальном уровнях также разрабатываются ряд Положений, Актов, Распоряжений, касающихся функционирования и развития образовательного учреждения с учётом особенностей местонахождения образовательного учреждения (например, о порядке установления цен на платные образовательные услуги, календарный учебный график, особенностей проведения итоговой аттестации).
К локальному уровню нормативно-правовой документации относятся локальные акты, разрабатываемые самой организацией, в соответствии с законом РФ. Помимо Устава учреждения сюда относятся документы, регламентирующие образовательный процесс в самом учреждении (Образовательная программа, Положения о системе оценок, о продолжительности учебной недели и др.), внеурочную деятельность, деятельность органов общественного управления, самоуправления, финансовую деятельность организации и др.
Образовательные учреждения, как и другие некоммерческие организации, могут осуществлять свою деятельность в форме бюджетного, казённого или автономного учреждения. Главным отличием этих форм является организация финансирования учреждения и возможностей получения дополнительных доходов.
Так, бюджетные организации финансируются из бюджета в соответствии со сметой доходов и расходов, имеют право на получение дополнительных доходов от ведения предпринимательской деятельности, оказания платных образовательных услуг. Полученные доходы также отражаются в смете доходов и расходов учреждения.
Казённые учреждения, финансируясь из бюджета, ограничены в праве получения дополнительных доходов учредительными документами.
Автономные учреждения имеют право на получение доходов от закреплённого за ними имущества, при этом они несут ответственность по обязательствам закреплённым за ним имуществом и полностью распоряжаются полученной прибылью.
Образовательные учреждения могут быть государственными (т.е. учредителем является Российская Федерация или субъект Российской Федерации), муниципальными (учредителем является муниципальное образование), частными (учредителем является физическое лицо).
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определён правовой статус руководителя образовательного учреждения, и особенности его назначения.
Руководитель образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации:
Обязательным условием назначения на должность руководителя образовательного учреждения является прохождение аттестации, а также соответствие квалификационным требованиям.
Особенности руководства различными видами образовательных учреждений (общего, среднего, высшего образования) прописываются в Уставе образовательного учреждения.
Руководитель образовательного учреждения, исполняя законодательство РФ, определяет направления развития учреждения, участие в различных социальных и образовательных проектах, стимулирует инновационную деятельность учреждения, создаёт благоприятную обстановку в коллективе учреждения, представляет учреждение во всех государственных органах.
Основу структуры образовательного учреждения составляет педагогический коллектив, непосредственно осуществляющий образовательный процесс (педагогический коллектив может создавать методические объединения).
Во главе структуры находится руководитель организации (директор, заведующий, ректор) и его заместители, осуществляющие делегированные полномочия по различным направлениям деятельности.
К квалификации всех сотрудников образовательного учреждения предъявляются жесткие требования, закреплённые законодательными актами.
Кадровая политика образовательного учреждения уделяет особое внимание:
В настоящее время распространена премиальная система стимулирования работников образовательных учреждений. В фонд учреждений из бюджета поступают средства для последующего распределения. Заместители информируют руководителя о сотрудниках, имеющих высокие результаты работы, в соответствии с которыми и назначается поощрение.