Исследуя понятие и сущность организационного поведения, можно говорить о том, что необходимость в нем возникла в связи с необходимостью наиболее качественного определения различных человеческий реакций на организационное воздействие, а также при определении вариативности самих реакций.
В литературе по исследуемому вопросу выделяется несколько классификаций организационного поведения:
Все представленные выше виды организационного оказывают прямое влияние на успешность деятельности организации, а также уровень динамичности управления. При этом именно от выбранной классификации организационного поведения зависит то, насколько качественной будет система управления.
Благодаря исследованию вопросов организационного поведения руководители различных уровней выявляют основные направления увеличения эффективности труда персонала в организации. В рамках данного направления исследования деятельности предприятия проводится анализ поведения конкретных сотрудников, что позволяет определить основные проблемы отношений между персоналом, а также сформировать динамику отношений внутри группы сотрудников.
Целью исследования организационного поведения является систематизация и описание поведения человека в тех или иных ситуациях, возникающих в организации, анализ основных причин действий персонала, прогнозирование поведение сотрудников в будущем. Это позволяет говорить о том, что организационное поведение представляет собой не только теоретическое направление исследование, но и комплексное прикладное направление, в котором описываются различные психологические, социальные и экономические факторы, оказывающие влияние на деятельность сотрудников и поведение отдельных их групп, существующих в рамках организации и за ее пределами.
Рассматривая основные методы исследования организационного поведения, можно говорить о том, что к ним относятся:
Также в практике активно применяются различные лабораторные и естественные эксперименты, которые позволяют выявить основные факторы, оказывающие влияние на деятельность сотрудников, а также ее итоги.
Рассматривая литературу по вопросам организационного поведения, можно говорить о том, что оно может рассматриваться с точки зрения различных наук. Так, с позиций психологии выделяется несколько особенных методологических подходов, в которых описывается вариативность поведения персонала в той или иной ситуации.
К данным методикам могут быть отнесены:
С точки зрения социологии организационное поведение может быть исследовано на основе следующих подходов:
Исследование организационного поведения с точки зрения представленных выше наук позволяет проводить наиболее качественный анализ работы как отдельных сотрудников организации, так и их групп, существующих в ее пределах. Это позволяет обеспечить наиболее эффективное управление персоналом в организации, а также повысить общую эффективность работы предприятия.