Организационная культура: сущность, элементы и уровни
Определение 1
Организационная культура – это совокупность принципов, норм и правил взаимоотношения организации с внешней средой и внутренних взаимоотношений членов организации.
Особенности руководства организацией, её направлений развития и функционирования, роль межличностных отношений, способы принятия управленческих решений формируют организационную культуру.
Главной функцией организационной культуры можно назвать создание благоприятного, стабильного климата в организации, единство понимания целей и характера их достижений.
Элементы организационной культуры:
- Цель, миссия, лозунги организации;
- Философия организации, обычаи и традиции;
- Стиль взаимоотношений работников друг с другом и с руководством организации;
- Символика организации;
- Принятые в организации маркетинговые правила и др.
Уровни организационной культуры:
- Поверхностный. Элементы организационной культуры этого уровня легко поддаются восприятию (корпоративные атрибуты, внешний вид и речь сотрудников, стиль зданий и помещений организации);
- Промежуточный (негласные правила поведения, с которыми все сотрудники организации знакомы и сознательно им следуют);
- Глубокий. На этом уровне сформированности организационной культуры у сотрудников появляется корпоративное мышление. Ценности организации становятся жизненными ценностями самих сотрудников.
Таким образом, к характеристикам организационной культуры можно отнести общий характер всех направлений функционирования организации, неформальный стиль распространения, устойчивость организационной культуры на протяжении длительного периода времени с постепенным и аккуратным внесением изменений в неё.
Формирование и поддержание организационной культуры
Формирование организационной культуры происходит:
- В результате деятельности руководства компании;
- В результате неформальных взаимоотношений;
- В результате продолжительного существования организации и стабильности кадровой политики;
Сформированная организационная культура требует поддержания через контроль руководителя компании, обучение персонала, грамотный подбор кадров, внимательное отношение к символике и традициям организации.
Элементы для поддержания организационной культуры:
- Определение важнейших объектов предметов контроля. Сотрудники должны чётко понимать, что от них требуется.
- Грамотный подход руководства организации и менеджеров в период трудностей. В некоторых случаях организационная культура требует не поддержания, а изменения.
- Назначение ролей. Менеджеры, при формировании и поддержании организационной культуры могут специально назначать подходящим сотрудникам определённые роли, привлекая их к определённым аспектом деятельности организации.
- Система вознаграждения в организации. Критерии поощрений и форма их организации являются важным и стойким элементом организационной культуры.
- Возможности карьерного роста. В организациях, где сотрудники понимают возможность карьерного роста или знают о его отсутствии, наблюдается большая стабильность численности персонала, что также является элементом организационной культуры.
- Корпоративная символика, традиции и обряды.
Имидж компании как элемент организационной культуры
Замечание 1
Важным элементом организационной культуры современной организации является имидж, то есть публичное положение компании, сформированное успехами деятельности и формой поведения на рынке.
К основным элементам имиджа относятся форма организации внешних и внутренних межличностных контактов и система внешних атрибутов (товарный знак, эмблема и пр.).
Основные характеристики положительного имиджа организации:
- надёжность;
- порядочность;
- социальная ответственность;
- профессионализм;
- качество продукта.
При приёме на работу новых сотрудников в организации с активно сформированной организационной культурой уделяется большое внимание социализации. Работник проходит обучение, знакомится с основными элементами принятой организационной культуры. На этом же этапе сотрудник может принять решение о своём соответствии или непринятии организационной культуры компании.
Внесение изменений в организационную культуру
- Изменение требований к профессиональным и личным качествам сотрудников;
- Изменения формы решения конфликтных ситуаций;
- Изменения приоритетов развития организации;
- Изменение системы стимулирования сотрудников;
- Изменение внешней атрибутики компании.
Изменения в организационной культуре и поведении сотрудников:
- Изменения в организационной культуре могут происходить без изменения поведения сотрудников. Это означает изменение взглядов на некоторые ценности, не требующие от сотрудников изменения в поведении;
- Изменения в поведении без изменений в организационной культуре. Такие изменения происходят при желании некоторых сотрудников изменить организационную культуру.
- Изменения в организационной культуре и в поведении сотрудников. Эта ситуация происходит, когда изменения в организационной культуре вызваны объективными обстоятельствами (временем, финансовым положением, сменой руководства и др.), сотрудники понимают их необходимость и меняют своё поведение.
Виды организационной культуры
Виды организационной культуры:
- субъективная;
- объективная.
К уровню субъективной организационной культуры относится образ компании, сложившийся в мышлении её сотрудников. Она формируется на основании историй, которыми сотрудники делятся друг с другом и манеры общения с руководством и внутри коллектива. Понимание состояния организационной культуры на субъективном уровне помогает руководству в принятии управленческих решений, построении взаимоотношений с сотрудниками.
К объективной организационной культуре относится главным образом внешняя атрибутика компании.
Интересен подход к классификации организационных культур В. Холла – ABC:
- A – поверхностный уровень организационной культуры (артефакты и этикет).
- B – промежуточный уровень (поведение и действия).
- C – глубокий уровень (ядро организационной культуры) – убеждения, ценности, мораль.