В менеджменте мотивация персонала является одной из главных функций. Это процесс создания стимулов для работников, формирующих их желание и понимание целей функционирования организации. Условно мотивацию персонала можно разделить на внутреннюю (субъективное отношение работника к организации и выполняемым обязанностям) и внешнюю (стимулирование работника усилиями организации: оплата труда, условия работы и пр.).
Показатели снижения мотивации персонала:
Мотивация персонала в организации должна иметь системный характер. Должна быть организована с учётом индивидуальных особенностей сотрудников. Планирование мотивационного процесса и контроль его результатов являются необходимыми этапами мотивации как управленческого процесса.
Планирование мотивационного процесса включает:
Методы мотивации:
При планировании мотивационного процесса с использованием тех или иных методов необходимо учитывать: особенности организации труда на конкретном предприятии; возможности финансовые и административные для стимулирования сотрудников.
Факторы планирования мотивации персонала в организации:
Планирование мотивационного процесса должно учитывать и категорию сотрудников, на которую он направлен. Сотрудники, давно и успешно выполняющие свои обязанности на предприятии, имеют отличные от новых сотрудников мотивы трудовой деятельности. Также различные мотивы присущи квалифицированным и неквалифицированным сотрудникам, управленцам различных уровней.
План мотивации включает:
Прилагаются расчеты затрат на проведение мероприятий мотивационного характера, описание предполагаемой экономической эффективности и способы оценки результатов.
Говоря о мотивации как системе формирования стимулов, влияющих на поведение работника в организации и результаты его профессиональной деятельности, не следует забывать, что эффективность проводимых мероприятий по мотивации определяется уровнем его личной заинтересованности и адекватной оценки результатов труда.
Сотрудник, удовлетворённый условиями своей работы, положением в коллективе и отношениями с руководством, имеет личную заинтересованность, твёрдую внутреннюю мотивацию к сохранению и улучшению производительности своего труда.
Из выше изложенного следует вывод о существовании и обратной зависимости: любое психологическое напряжение работника или группы работников, ведёт к снижению эффективности использования трудовых ресурсов, возникновению конфликтов и негативных последствий.
Для предотвращения негативных последствий, связанных с низким уровнем мотивации персонала, целесообразно периодически осуществлять её контроль. Это позволяет выявить проблемы в системе управления на ранних стадиях возникновения напряжения у сотрудников и, приняв своевременные меры, поддержать стабильность производственного процесса.
Реализуемые мероприятия по контролю мотивации также способствуют определению эффективности проводимой в этом направлении работы и принятии управленческого решения по сохранению или изменению методов мотивации, используемых в организации.
Оценка степени мотивации персонала заключается в анализе соответствия получаемого работником вознаграждения его профессиональным результатам. При выявлении отклонений в ту или другую сторону, необходима коррекция системы мотивации.
Задачи осуществления контроля мотивации персонала:
Необходимым условием контроля мотивации является объективность в оценке её элементов. Необходимо чёткое представление о влиянии предпринимаемых методов стимулирования труда на внутренние мотивы сотрудников, и соответствии этого влияния запланированным результатам проводимого мотивационного процесса.
Принципы осуществления контроля мотивации персонала: