Мотивация в менеджменте, ее функции


Мотивация в менеджменте, ее функции

Мотивация персонала и его потребности

Определение 1

Мотивация, как одна из функций менеджмента, заключается в формировании у сотрудников внутренних убеждений по достижению целей организации.

Мотивация является одним из важнейших направлений работы управляющих различных уровней. Мотивация и потребности (материальные и нематериальные, осознаваемые и неосознаваемые) связаны напрямую, так как любое неудовлетворённое состояние вызывает напряжение, способное вызывать конфликты.

Замечание 1

Отсюда, главной целью мотивации является – снятие напряжения, связанного с наличием неудовлетворённых потребностей.

Чтобы правильно осуществлять процесс мотивации, необходимо оценивать потребности, удовлетворения которых сотрудники ищут в организации. Самым распространённым мотивом является зарабатывание денег. Но, помимо материальной составляющей, люди стремятся быть востребованными, признанными, иметь уверенность в будущем.

Виды потребностей персонала:

  1. Физиологические. В эту группу входят потребности работника как живого существа: нормальное питание, соблюдение режима труда и отдыха, комфортные условия работы, ощущение безопасности и пр.
  2. Технологические. Потребность в необходимом оснащении рабочего места, отвечающего нормам безопасности, современном и эргономичном.
  3. Экономические. В эту группу входят потребности, удовлетворение которых связано с получением прибыли, достойного вознаграждения за выполненную работу, продвижением по карьерной лестнице и др.
  4. Социальные. К социальным относятся потребности, связанные с положением работника в коллективе, организации и обществе. Потребности в общении, дружбе и любви. Ощущение правовой защищенности. Степень удовлетворения этих потребностей определяет способность работника раскрыть полностью свой потенциал.
  5. Психологические. Это любовь к своей профессии и удовлетворение условиями труда.
Замечание 2

Роль организации в удовлетворении потребностей работника в основном сводится к удовлетворению технологических и экономических потребностей, удовлетворение остальных потребностей в процессе трудовой деятельности является следствием успешной мотивационной работы.

Функции мотивации персонала

В число основных функций входят:

формирование побудительных мотивов; организация активной деятельности; поддержание активности деятельности.

Формирование побудительных мотивов.

Мотив в менеджменте – это изменчивый процесс, физиологическое и психологическое состояние личности, формирующее его направление деятельности, активность и устойчивость поведения.

Мотив проявляется как переживание о возможностях достижения цели. В связи с этим, мотив может носить как положительный, так и негативный характер.

Мотив часто называют «опредмеченной потребностью», то есть задачей менеджеров в отношении формирования мотивов является правильная постановка целей деятельности сотрудников (повышение оплаты труда, выражение благодарности, повышение по службе и пр.)

Организация активной деятельности.

Имея мотивы деятельности, сотрудники могут принимать для себя различные варианты их достижения (в том числе не относящиеся к выполнению служебных обязанностей). Для предотвращения таких ситуаций важно создание официальной обстановки в организации, в которой каждый сотрудник понимает прямую связь выполнения своих обязанностей и достижения своих целей.

Поддержание активности деятельности.

Поддержание интереса и положительного отношения к работе является важной задачей процесса мотивации. Опытный сотрудник, не получив удовлетворения своих потребностей (продвижения по должности, уважительного отношения, роста заработной платы), уволится из организации и найдёт работу у конкурентов.

Теории мотивации

Многообразие теорий мотивации можно объединить в две группы: содержательные и процессуальные.

Содержательные теории мотивации базируются на использовании внутренних побуждений человека для достижения определённых целей. Среди наиболее известных содержательных теорий – теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория приобретённых потребностей Д. МакКлелланда, двухфакторная теория Ф. Герцберга.

Теория иерархии потребностей А. Маслоу.

Потребности человека объединены в пять групп, последовательно следующих одна за другой: физиологические потребности, потребности в ощущении безопасности, социальные потребности, потребности в признании и самоутверждении, потребности в самовыражении.

Основу теории составляет гипотеза о том, что первично должны быть удовлетворены потребности низшего уровня, только после этого возникают потребности более высокого уровня.

Теория потребностей Дэвида МакКлелланда.

Описывает возникающие у человека потребности условиями среды, в которой человек привык находиться. Определяет три основных группы потребностей: иметь власть, добиться успеха, быть причастным.

Двухфакторная теория Ф. Герцберга.

В своей теории Ф. Герцберг анализирует влияние двух, на его взгляд, главных факторов: гигиенических (условий труда и жизни работника) и мотивирующих (желание добиваться успехов в работе, нести ответственность за результаты и пр.).

Процессуальные теории мотивации заключаются в анализе поведения человека в различных ситуациях и определении выбора средств для достижения целей. К процессуальным теориям относятся теория ожиданий, теория справедливости, модель мотивации Портера-Лоулера.

Теория ожиданий.

Согласно этой Теории, мотивация персонала зависит от устойчивой связи трёх составляющих: затраты труда, результаты работы, справедливое вознаграждение.

Теория справедливости.

Сотрудники компании должны ощущать взаимосвязь результатов своей работы и вознаграждения за них. Кроме того, это вознаграждение должно быть справедливым, то есть, сотрудники, выполняющие один вид работы и имеющие приблизительно равные результаты, не должны иметь значительных различий в получаемой заработной плате, одобрении руководства и пр. В противном случае, работник, находящийся в худших условиях, получит психологическое напряжение, что негативно скажется на его работе.

Модель Портера – Лоулера.

Совмещает в себе элементы двух предыдущих теорий. Определяет пять ведущих факторов: затраченные на выполнение работы усилия; личное восприятие проведённой работы; оценка полученных результатов; полученное вознаграждение; ощущение удовлетворения от выполненной работы. Теория подробно устанавливает взаимосвязь справедливого вознаграждения и результатов деятельности работника.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :