Рассматривая основные модели организационного поведения, следует отметить, что первой из них является автократическая модель.
Основой данной модели является власть, в связи с этим все сотрудники организации ориентированы на:
Главной особенностью данной модели является то, что руководитель воспринимает свои знания и навыки как абсолютные, а на работников возлагаются обязанности беспрекословного подчинения. В связи с этим главной задачей руководителя становится принуждение работников к эффективному труду. Таким образом, можно говорить о том, что все функции руководства сводятся к жесткому контролю руководителя за трудовым процессом.
Сами сотрудники жестко ориентированы на подчинение руководителю. Это приводит к наличию психологической зависимости от руководства, который может принять на работу, уволить с нее, определить объем работы и т.д. При этом для организаций, в которых наблюдаются данная модель организационного поведения, наблюдается достаточно невысокий уровень заработной платы, а сами сотрудники низко производительны.
Важно отметить, что авторитарная модель не предполагает наличия обратной вербальной связи от подчиненных, а для работников наблюдаются высокая степень неуверенности, разочарования и агрессии к своей трудовой деятельности.
Применять данную модель эффективно при условии наличия высокой доли неквалифицированного труда, а также при необходимости быстрой реализации принятых управленческих решений в различных экстремальных ситуациях. Отсутствие данных условий приводит к снижению лояльности со стороны персонала, существенному снижению производительности труда и неудовлетворенность персонала как своей профессиональной деятельностью, так и уровнем заработной платы. Такие негативные последствия приводят к увеличению числа прогулов, хищений, неоправданных больничных и т.д.
Второй моделью организационного поведения является патерналистская, которая находится в прямой зависимости с экономией ресурсов.
Данная модель связана с наличием в системе мотивации персонала следующих элементов:
В рамках данной модели все усилия руководства организации направлены на обеспечение средств, которые должны быть направлены на выплату заработной платы и различных материальных поощрений. Данная модель также предполагает наличие и реализацию различных программ поощрения сотрудников, чаще всего такие программы направлены на финансовую поддержку занятий спортом сотрудников, лечение, различные психологические семинары. Также важно отметить, что для работников с детьми также предусмотрены льготы.
Практическая реализация данной модели приводит к снижению текучести кадров, снижению средств, связанных с оплатой больничных, подготовкой, переподготовкой и подбором кадров. Основным недостатком данной модели является то, что трудовые возможности большинства работников находятся на грани потенциальных их возможностей.
Важно отметить, что данная модель может быть использована только при условии наличия не амбициозных сотрудников, которые имеют большие семьи и нуждаются в стабильности. Для нашей страны данная модель чаще всего не применяется, поскольку для работников наблюдается низкая дисциплинированность и высокая ориентация на получение различных льгот.
Таким образом, происходит сокращение производительности труда, а также рост числа сотрудников, необходимых для производства единицы продукции.
Рассматривая особенности данной модели, можно говорить о том, что в ее основе лежит принцип поддерживающих взаимоотношений, сформированный Р. Ликертом.
Также в рамках данной модели уделяется значительное внимание следующим вопросам:
Основой задачей руководства является поддержка усилий работников, связанных с качественным выполнением различных задач, а не ориентация их на получение различных льгот и преференций. Поддерживающая модель организационного поведения не требует использования значительного объема денежных средств, поскольку менеджер осуществляет свои функции за счет общения с сотрудниками.
Таким образом, роль руководителя связана с оказанием различной помощи сотрудникам при решении различных проблем в процессе их трудовой деятельности.
Рассмотрев данную модель, можно говорить о том, что она может активно применяться на отечественных предприятиях, тем самым повышая эффективность их деятельности.
Данная модель связана с поддержанием партнерских отношений между сотрудниками, которые объединяются в группы и достигают совместных целей. Ее применение возможно в организациях, которые активно используют творческий потенциал своих сотрудников. Это обосновывается тем, что организации с коллегиальной моделью организационного поведения предоставляют своим работникам значительную свободу действий.
В качестве наиболее важной особенности исследуемой модели является формирование между сотрудниками некоторого чувства партнерства, а также ощущения свой важности. Также в качестве особенности можно выделить ориентацию руководства на командную работу, в которой руководитель выступает бизнес-тренером.
Применение данной модели позволяет сформировать среди сотрудников чувства ответственности за результат своей деятельности за счет ощущения необходимости высокого качества свой работы. С точки зрения психологии создаются условия для высокой самодисциплинированности сотрудников, поскольку у каждого из работников формируются индивидуальные границы своего поведения. По итогам своей работы сотрудники испытывают чувство исполненного долга, понимание важности своей работы. Таким образом, можно говорить о повышении энтузиазма работы.