Менеджмент и методы мотивации
Определение 1
Менеджмент на предприятии является процессом организации управления. К его функциям относятся: планирование, организация, мотивация, контроль, прогнозирование деятельности.
Одним из главных направлений работы менеджеров всех уровней является взаимодействие с людьми. Для менеджеров, в чьём подчинении находятся другие сотрудники необходимым является проведение мотивационных мероприятий. Мотивация как процесс имеет системный характер, одним из элементов которого являются применяемые методы.
Методы мотивации в менеджменте – это конкретные инструменты воздействия на сотрудников организации для достижения её целей. Методы мотивации основываются на принципах управления, принятых в организации и направлены на повышение профессиональной активности сотрудников.
Методы мотивации имеют различные объекты направленности, применяемые стимулы, учитывают различные виды потребностей. Необходимо использовать методы мотивации в системе, учитывая все перечисленные факторы.
Экономические методы мотивации опираются на прежде всего на материальное стимулирование сотрудников, связанное с ожиданиями вознаграждения за выполненную работу. В эту группу входит: заработная плата, все виды премирования, а также льготы, финансового характера, которые предоставляет организации.
Неэкономические методы мотивации - здесь можно выделить организационные и морально-психологические.
Организационные методы мотивации заключаются в создании ощущения причастности к деятельности организации, сотрудникам доверяется какая-то область деятельность, где он сам определяет способ организации труда.
Морально-психологические методы мотивации
- Создание ситуаций успеха. Сотруднику подбирается соответствующее уровню его квалификации задание, при выполнении которого он способен раскрыть свой потенциал. Главным условием является наличие проблемы и возможность допустимого риска невыполнения задания.
- Привлечение сотрудников к решению проблемных ситуаций с последующим правом голоса тех, кто способствовал её разрешению.
- Признание заслуг работника, поощрение и вознаграждение.
- Представители высшего звена управления обязательно должны лично участвовать в поощрении сотрудников, регулярно посещать подразделения, хотя бы по телефону контактировать с передовиками. Только в этом случае система поощрения будет эффективной.
- Формулирование целей трудовой деятельности, понятных коллективу и совпадающих с их внутренними убеждениями.
- Создание благоприятной атмосферы в коллективе, где успехи поощряются, а неудачи являются стимулом пересмотреть отношение к поставленным задачам. Не допускается унижение сотрудника и его дискриминация.
- Продвижение в должности, объединяющее все рассмотренные методы мотивации. Оно дает более высокую заработную плату (экономический мотив), интересную и содержательную работу (организационный мотив), а также отражает признание заслуг и авторитета личности путем перевода в более высокую статусную группу (моральный мотив).
- Правильный подход к признанию заслуг работника – когда все результаты получены. Допустимо признание заслуг работника, если после неудачи, принимаются меры по улучшению ситуации.
- Систематическая поддержка сотрудников, подчёркивающая оказываемое им доверие, поддерживающая их самооценку (особенно актуально, когда организация находится в кризисной ситуации).
Методы удовлетворения основных потребностей персонала
Физиологические потребности:
- заработная плата, обеспечивающая выживание сотрудников;
- организация рабочего места.
Потребности в безопасности и защищенности:
- применение систем страхования;
- наличие чётких правил, норм труда, перечня обязанностей каждого сотрудника;
- гарантия выполнения социальных обязательств.
Потребности в причастности и принадлежности:
- применение внешних элементов организационной культуры;
- возможность свободного неформального общения в организации;
- создание ощущения единства коллектива;
- предоставлять возможность проявления социальной активности.
Потребности в уважении и признании:
- повышение сложности поручений;
- уважение личности каждого сотрудника;
- поощрение профессиональной инициативы;
- предоставление возможностей для карьерного роста и профессионального развития.
Потребности подчиненных в самовыражении:
- организация обучения сотрудников, проведение тренингов;
- в зависимости от уровня квалификации сотрудников поручение им решение сложных ситуаций с возможностью самостоятельных принятий решений;
- поощрение творческой активности и изобретательности;
- развитие общественной деятельности в организации.
Подкрепление, гашение и наказание
Метод положительного подкрепления - поощрение положительных характеристик в деятельности сотрудников. Методы отрицательного подкрепления - поощрение отсутствия отрицательных характеристик в профессиональной деятельности сотрудников. Метод гашения - отсутствие подкрепления отрицательных и положительных действий. Метод наказания - оказание мер прямого воздействия по пресечению и недопущению в будущем негативных профессиональных и моральных проявлений.
В зависимости от принятой в организации культуры общения наказание может иметь различные формы, как материального (лишение премии) так и нематериального (понижение в должности, общественное порицание) характера.
Рекомендации по применению метода наказания:
- Принятие решения о наказании действий сотрудника должно быть объективным и хорошо обдуманным;
- Принятое решение о наказании должно быть своевременным и исполняемым;
- Сотрудник, чьи действия подвергаются наказанию, должен быть проинформирован о своей вине и мере наказания;
- Индивидуальная ответственность;
- Решение о форме наказания принимается с учётом опыта работы сотрудника, его возраста и квалификации.