Эволюция теорий корпоративного управления


Эволюция теорий корпоративного управления

Исследуя мировые тенденции развития корпораций теоретики менеджмента выделяют три основных этапа, которые позволяют отразить основные черты корпоративного управления. При этом основные теории корпоративного управления изменяются одновременно с изменением сущности понятия «корпорация».

Первый этап развития корпоративного управления

Первый этап развития корпоративного управления тесно связан с промышленной революцией. На данном этапе корпоративное управление основывалось на обеспечении отдачи инвестированных средств. В соответствии с данной теорией корпоративное управление рассматривалось, как управление механизмом и его составляющими частями. Любое предприятие представляет собой замкнутую систему, для которой характерно отсутствие четкой системы взаимодействия между его составляющими звеньями.

Вторая теория, которая характерна для этого этапа – теория фирмы. В ее основе лежит рассмотрение фирмы, как факторов производства. Для данной теории характерно отсутствие понятия предприятия в классическом его понимании. Данная теория рассматривает предприятие как замкнутую систему, не прибегающую к использованию услуг внешних поставщиков материальных и финансовых ресурсов.

Второй этап развития корпоративного управления

В послевоенный период корпоративное управление стало рассматривать предприятие, как живой организм. Это обосновывается тем, что наблюдалось существенное увеличение числа предприятий, работающих в различных сферах, а также усиления конкуренции во всех отраслях экономики. В соответствии с данными условиями в качестве основных целей функционирования корпораций стало выступать формирование возможностей для выживания и дальнейшего роста.

Замечание 1

Таким образом, можно говорить о том, что для данного этапа характерен перенос внимания корпоративного управления с максимизации прибыли на улучшение отдельных качественных характеристик работы предприятия.

На данном этапе развития корпоративного управления выделяются следующие теории;

  • теория тарнсакционных издержек, которая связана с затратами, возникающими в процессе выполнения различных внешних контрактов предприятия. В качестве трансакционных издержек выступают затраты, формируемые на основе денежной оценки временных затрат, связанных с поиском партнеров, переговорами, заключением контрактов и т.д.;
  • теория контрактов, которая обращает особое внимание на внутреннюю структуру корпорации. Наиболее важным положением данной теории является ее рассмотрение с точки зрения различных контрактов. В соответствии с данным положением, корпорация представляет собой некоторые отношения, которые возникают в процессе взаимодействия работников, управляющим звеном и собственниками предприятия. Чаще всего в качестве основы данных отношений выступают различные контракты, имеющие формализованную структуру. Однако, стоит отметить, что даже при условии формализации отношений внутри предприятия на основе контрактов, формируются некоторые отношения в процессе взаимодействия с поставщиками, потребителями, а также система неформальных отношений и субординации. Здесь важно отметить, что данные отношения являются достаточно стабильными в процессе развития предприятия, а их неисполнение приводит к некоторым санкциям относительно других участников.

Третий этап развития корпоративного управления

Данный этап развития корпоративного управления характерен для 80-90-х годов двадцатого столетия. Он связан с отходом от рассмотрения корпорации, как живого организма, а также формированием новых требований к ним. Такие изменения обусловлены усилением государственного регулирования экономики, что повлекло за собой потребность к развитию новых подходов к управлению предприятиями.

Для этого этапа также характерно рассмотрение предприятия как необособленной структуры. То есть исследователи приходят к мнению о том, что важнейшим фактором управления становится рассмотрение корпорации во взаимодействии с внешними экономическими субъектами и институтами.

Также можно отметить, что корпорация рассматривается как организация, что связано с осложнением процесса управления. Таким образом, начинают формироваться требования к удовлетворению потребностей собственников бизнеса, формированию корпоративной культуры, а также основных принципов корпоративного управления. Для данного этапа развития корпоративного управления характерно развитие теории прав собственности, которая основывается на исследовании деятельности корпорации с учетом факторов внешней и внутренней среды предприятия. Именно данная теория стала основой для формирования институциональной среды деятельности корпорации.

Таким образом, можно говорить о том, что наблюдаются определенные этапы формирования корпоративного управления, что позволяет говорить о эволюционном развитии. Это позволяет выделить отдельные теории третьего этапа развития корпоративного управления, поскольку данные теории являются «переходными» в процессе эволюции корпоративного управления.

В качестве таких теорий выделяются:

  • агентская теория (Agency Theory);
  • теория соучастников (Stakeholder Theory);
  • управленческаятщория (Stewardship Theory);
  • организационная теория (Organization Theory).

Рассмотрим каждую из представленных выше теорий более детально:

  • в соответствии с агентской теорией корпоративные отношения являются одним из видов инструмента построения взаимоотношений между управляющими и акционерами;
  • для теории соучастников характерно расширение конфликтов между собственниками и владельцами бизнеса, в основе данной теории лежит обязательность контроля руководства над всеми заинтересованными лицами;
  • суть управленческой теории состоит в том, что власть над корпорацией с наемным менеджментом осуществляется посредством директоров, назначаемых акционерами и подотчетных им.
  • организационная теория предполагает, что большинство организационных структур ослаблено поведением высшего менеджмента.

Поскольку управляющие находятся ближе к производству, они располагают большей информацией и, следовательно, могут искажать предоставляемую собственникам информацию для достижения своих целей.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :