Исследуя мировые тенденции развития корпораций теоретики менеджмента выделяют три основных этапа, которые позволяют отразить основные черты корпоративного управления. При этом основные теории корпоративного управления изменяются одновременно с изменением сущности понятия «корпорация».
Первый этап развития корпоративного управления тесно связан с промышленной революцией. На данном этапе корпоративное управление основывалось на обеспечении отдачи инвестированных средств. В соответствии с данной теорией корпоративное управление рассматривалось, как управление механизмом и его составляющими частями. Любое предприятие представляет собой замкнутую систему, для которой характерно отсутствие четкой системы взаимодействия между его составляющими звеньями.
Вторая теория, которая характерна для этого этапа – теория фирмы. В ее основе лежит рассмотрение фирмы, как факторов производства. Для данной теории характерно отсутствие понятия предприятия в классическом его понимании. Данная теория рассматривает предприятие как замкнутую систему, не прибегающую к использованию услуг внешних поставщиков материальных и финансовых ресурсов.
В послевоенный период корпоративное управление стало рассматривать предприятие, как живой организм. Это обосновывается тем, что наблюдалось существенное увеличение числа предприятий, работающих в различных сферах, а также усиления конкуренции во всех отраслях экономики. В соответствии с данными условиями в качестве основных целей функционирования корпораций стало выступать формирование возможностей для выживания и дальнейшего роста.
Таким образом, можно говорить о том, что для данного этапа характерен перенос внимания корпоративного управления с максимизации прибыли на улучшение отдельных качественных характеристик работы предприятия.
На данном этапе развития корпоративного управления выделяются следующие теории;
Данный этап развития корпоративного управления характерен для 80-90-х годов двадцатого столетия. Он связан с отходом от рассмотрения корпорации, как живого организма, а также формированием новых требований к ним. Такие изменения обусловлены усилением государственного регулирования экономики, что повлекло за собой потребность к развитию новых подходов к управлению предприятиями.
Для этого этапа также характерно рассмотрение предприятия как необособленной структуры. То есть исследователи приходят к мнению о том, что важнейшим фактором управления становится рассмотрение корпорации во взаимодействии с внешними экономическими субъектами и институтами.
Также можно отметить, что корпорация рассматривается как организация, что связано с осложнением процесса управления. Таким образом, начинают формироваться требования к удовлетворению потребностей собственников бизнеса, формированию корпоративной культуры, а также основных принципов корпоративного управления. Для данного этапа развития корпоративного управления характерно развитие теории прав собственности, которая основывается на исследовании деятельности корпорации с учетом факторов внешней и внутренней среды предприятия. Именно данная теория стала основой для формирования институциональной среды деятельности корпорации.
Таким образом, можно говорить о том, что наблюдаются определенные этапы формирования корпоративного управления, что позволяет говорить о эволюционном развитии. Это позволяет выделить отдельные теории третьего этапа развития корпоративного управления, поскольку данные теории являются «переходными» в процессе эволюции корпоративного управления.
В качестве таких теорий выделяются:
Рассмотрим каждую из представленных выше теорий более детально:
Поскольку управляющие находятся ближе к производству, они располагают большей информацией и, следовательно, могут искажать предоставляемую собственникам информацию для достижения своих целей.