Рассматривая потребность в государственном вмешательстве в процесс корпоративного управления, можно отметить, что она связана с обеспечением ответственности советов директоров компаний перед акционерами, а также ответственностью менеджмента перед советом директоров. Так, при условии наличия в компании локальных нормативно-правовых актов, в области регулирования данной ответственности, государственные законы позволяют регламентировать отношения внутри корпорации более эффективным способом. Это обосновывается тем, что для многих отечественных компаний существует проблема с доведением информации о локальной документации для сотрудников, что сокращает ответственность за ее нарушение, в то время, как государственные нормативные акты позволяют привлечь нарушителей к ответственности.
Наиболее важным здесь является и тот факт, что корпоративное управление направлено на то, что все группы и институты должны эффективно реализовывать функции, возложенные на них. Это позволяет обеспечить баланс интересов между всеми участниками корпоративного управления. Здесь важным становится обеспечение интересов институтов, незадействованных напрямую в корпоративном управлении. В частности, различных социальных институтов.
Потребность в государственном регулировании корпоративного управления связана и с тем, что многие иностранные инвесторы выражают опасения относительно честности и деловых качеств менеджмента отечественных компаний. Государственное регулирование же позволяет существенно сократить риск недобросовестности партнеров, а также увеличить совокупный объем инвестиций, привлекаемых в экономику нашей страны.
Исследуя отечественную практику государственного регулирования корпоративного управления, можно говорить о том, что оно связано с законом «Об акционерных обществах».
В соответствии с данным нормативно-правовым актом все советы директоров компаний должны состоять из двух частей – совета директоров и правления. При этом в качестве членов совета директоров могут выступать как независимые директора, так и отдельные представители высшего менеджмента компании.
Благодаря наличию государственного регулирования в России в области корпоративного управления существенно минимизируются неблагоприятные факторы отечественной экономической системы. Также регулирование позволяет существенно повысить открытость информации о деятельности компании, а также гарантировать надежность работы компании за счет ее открытости перед силовыми структурами.
Можно говорить о том, что для России характерно применение инсайдерской модели корпоративного управления, для которой характерна реализация интересов доминирующих акционеров и управляющих в ущерб интересам инвесторов.
Рассматривая роль государства в корпоративном управлении можно говорить о том, что оно последовательно должно реализовывать ряд взаимосвязанных между собой функций. Среди данных функций можно выделить такие как:
Таким образом, можно говорить о том, что реализация представленных выше функций является отображением роли государства в корпоративном управлении. Это обосновывается тем, что они позволяют превратить крупные экономические структуры в эффективно функционирующие бизнес-структуры.
Исследуя практику корпоративного управления в России, можно говорить о том, что в качестве негативных черт выделяются:
Учитывая существующие проблемы в области корпоративного управления в нашей стране, можно говорить о том, что государственное регулирование должно быть направлено на их решение.
При условии, что на сегодняшний день механизм корпоративного управления достаточно сложен из-за необходимости согласования интересов всех участников. Существуют риски различных сбоев в его функционировании. Таким образом, формируется необходимости существенного реформирования государственного регулирования корпоративного управления. Одновременно с этим необходимо учитывать потребность в сохранении прав акционеров, поскольку при усилении государственного регулирования усиливается монополизация рынка.
Таким образом, можно говорить о том, что роль государства в корпоративном управлении достаточно велика, что обосновывается его регулирующей функцией, а также реализацией различных реформ в данной области.