В общем виде под корпоративным управлением понимается процесс, связанный с регулированием различных отношений, возникающих в процессе взаимодействия всех участников корпорации. В соответствии с теорией корпоративного управления, различные отношения между собственниками регулируются корпорацией.
Таким образом, можно говорить о том, что корпоративное управление связано с разделением прав собственности и контроля, что позволяет отличить процесс корпоративного управления от других методов управления. Рассматривая понятие «корпоративное управление» необходимо описать основные его положения:
В общем виде корпоративное управление связано с организацией эффективной деятельность работников предприятия в соответствии с установленными целями и задачами деятельности предприятия. Частью корпоративного управления является система контроля за деятельностью управляющего аппарата корпорации, а также соотнесения полученных результатов с установленными целями.
Рассматривая процесс корпоративного управления, можно говорить о том, что для него характерно применение различных методов, правил и инструментов, позволяющих решить конкретные задачи. Инструменты корпоративного управления связаны с необходимостью эффективного развития корпорации.
Исследуя литературные источники по данному вопросу, можно выделить следующие инструменты корпоративного управления:
В процессе корпоративного управления предприятием выделяются и отдельные инструменты корпоративного управления, которые позволят повысить эффективность представленных выше инструментов. Рассмотрим дополнительные инструменты корпоративного управления более детально.
Первым из таких инструментов являются информационные и коммуникационные технологии, эффективность которых напрямую связана с успешностью процесса управления, а также индивидуальных характеристик менеджеров. Исследуя практику работы современных предприятий, можно говорить о том, что порядка 80% всего рабочего времени руководителей связано с коммуникациями, в связи с этим построение эффективной коммуникационной структуры предприятия становится одной из ключевых задач корпоративного управления.
Одним из ключевых инструментов построения коммуникативной структуры предприятия является формирование устных коммуникаций между сотрудниками, поскольку данный вид коммуникаций является одним из наиболее эффективных с точки зрения получателя информации и обратной связи. Однако, для данного инструмента выделяется ключевой недостаток, который обосновывается отсутствием возможностей контроля.
Аналогом устных коммуникаций являются письменные, позволяющие обеспечить высокую степень чистоты передачи информации, а также ее сохранность в неизменном виде в заранее установленные сроки. Данное положение представляет собой одно из наиболее важных в процессе реализации корпоративного управления. Здесь стоит отметить, что письменные коммуникации позволяют уточнять информацию неограниченное количество раз.
Также можно отметить, что современные информационные и коммуникационные технологии представляют собой основу для использования других методов и инструментов. Это приводит к тому, что в качестве основной задачи в процессе проектирования информационных и коммуникационных систем корпораций выделяется повышение качества информации, предоставляемой лицам, принимающим решения. Это связано с тем, что именно они формируют основу для реализации представленных выше инструментов корпоративного управления, а также являются неотъемлемой его частью.
Информационные технологии, т.е. способы осуществления коммуникаций и обработки информации, базируются на компьютерных и некомпыотерных инструментах. Компьютерные информационные технологии объединяются в корпоративные информационные системы.
Использование новых информационных технологий, обеспечение компьютерной поддержки управленческих и бизнес-процессов является обязательным элементом деятельности любой компании. Информационные технологии опираются на методы моделирования бизнес-процессов и организационной структуры.
Таким образом, можно говорить о том, что в современной теории управления имеется значительное число методов корпоративного управления, которые позволяют существенно повысить качество работы любого предприятия.