Рассматривая современное развитие любой организации, можно отметить, что наиболее важной задачей становится формирование условий для эффективного развития предприятия на основе стратегических направлений.
Формирование условий для корпоративного развития обладает рядом особенностей, связанных с процедурами и подходами к анализу стратегических направлений деятельности компании. Основой корпоративного развития является стратегия предприятия, которая разрабатывается на высшем уровне управления. Основой корпоративного управления на предприятиях является стратегический анализ. Для определения основных направлений корпоративного развития необходимо решить следующие задачи:
По итогам реализации представленных выше задач формируется комплексная оценка возможностей корпоративного развития предприятия, а также формируются организационно-функциональная модель и условия для проектирования бизнес-процессов.
В качестве важнейших механизма корпоративного развития выступают KPI, дерево целей и ключевые показатели эффективности работы предприятия. На основе этих данных создается единая комплексная модель организационного развития и внедрения изменений.
Корпоративное развитие должно основываться не только на преобразованиях организации, но и на изменении восприятия сотрудниками организации. Поскольку для многих современных организаций персонал становится важнейшим фактором развития, необходимо особое внимание уделять данному аспекту. При этом до персонала должны быть доведены основные направления развития предприятия, описаны новые функции каждого сотрудника, при их изменении в результате развития.
Здесь стоит отметить, что со стороны руководства необходимо создать систему коммуникаций с сотрудниками. Важность данного аспекта корпоративного развития связана с тем, что на уровне сотрудников существует целостное понимание проблем деятельности предприятия, в то время как руководители чаще всего видя только общую картину. Диалог между руководством и сотрудниками также позволит использовать творческий потенциал сотрудников, тем самым увеличив внутреннюю инновационную активность.
Основой корпоративного развития, как уже отмечалось, является стратегия предприятия, которая отражает основные цели его деятельности. В наиболее общем виде стратегия представляет собой основные цели и задачи организации, которые формируются на высшем уровне управления.
Стратегия формируется на основе моделирования будущей ситуации на рынке, а также создания на ее основе планов долгосрочного развития. Также следует отметить, что стратегия представляет собой один из элементов процесса управления, что позволяет сформировать равновесие между целями и ресурсами предприятия.
В условиях рыночной экономики стратегическое планирование на предприятии должно происходить на основе учета воздействия внешней среды, для которой характерно наличие быстрых и существенных изменений, среди которых можно выделить изменения:
Представленные выше изменения внешней среды приводят к высокой неопределенности в процессе принятия различных управленческих решений. Таким образом формируются дополнительные риски хозяйствования.
При наличии стратегического плана развития существенно сокращается негативное влияние внешней среды на деятельность предприятия, поскольку каждое отдельное подразделение предприятия формирует свои собственные способы решения поставленных задач в области корпоративного развития. Это приводит к увеличению инновационной активности, внедрению новых методов управления и т.д.
Важной частью корпоративного развития является оценка его эффективности. Для этого применяются различные показатели, такие как:
Таким образом, следует отметить, что вопрос построения системы корпоративного развития представляет собой один из наиболее важных аспектов деятельности современных компаний, поскольку именно корпоративное развитие становится одним из конкурентных преимуществ, позволяющих повысить качество работы как всего предприятия в целом, так и отдельных его подразделений. При этом именно корпоративное развитие становится важным фактором при достижении стратегических целей компании, что приводит к необходимости формирования единого стратегического подхода к его реализации.