Рассматривая процесс контроля в корпоративном управлении, можно говорить о том, что при изменении нормативно-правовой базы в области корпоративных отношений изменяется и сущность корпоративного контроля.
Исследуя практику функционирования многих предприятий, следует отметить выделение двух сторон корпоративного контроля – внешнюю и внутреннюю. В соответствии с теоретическими положениями, представленными в литературе по исследуемому вопросу, можно говорить о том, что внешний контроль корпоративного управления включает в себя три основных вида:
Применение внешнего контроля корпоративного управления напрямую связано с различными воздействиями на объект контроля отдельными публичными или частными организациями.
Целью такого контроля является анализ эффективности корпоративного управления с позиций общества и государства, а также интересов самой корпорации или ее учредителей.
Ключевым отличием внешнего контроля от внутреннего является его безвозмездный характер и вероятность наступления санкций за установленные правонарушения.
Рассматривая основы внутреннего контроля корпоративного управления, также можно выделить основные органы, среди которых:
Исследуя сам термин «внутренний контроль» следует отметить, что он является частью управления предприятия с целью достижения интересов учредителей корпорации. В качестве нормативно-правовой основы данного вида контроля выступают внутренние документы корпорации. Здесь также стоит отметить, что внутренний контроль представляет собой вид частного контроля, которому присущи свойства публичности в области информационного обеспечения.
С другой стороны, внутренний контроль корпоративного управления связан с возможностью организации внутреннего управления. В соответствии с данным положением внутренний корпоративный контроль связан с механизмами работы корпорации, заложенными в договоре между ее учредителями.
Основными субъектами внутреннего корпоративного контроля выступают:
Представленные субъекты корпоративного контроля достаточно упрощены, но на практике встречаются различные варианты сочетания субъектов, оказывающих непосредственное влияние на деятельность корпорации.
Рассматривая процесс регулирования корпоративного управления, можно говорить о том, что чаще всего оно реализуется посредством корпоративного законодательства, принятого в стране, где функционирует корпорация. Однако, при активном развитии корпоративных отношений становится понятным, что формирование наиболее эффективной корпоративной системы управления должно быть основано не только на действующей нормативно-правовой базе, но и на понимании необходимости всех участников процесса управления обязательств в области регулирования корпоративного управления.
Для решения данной проблемы в рамках деятельности компаний были приняты и ратифицированы различные кодексы корпоративного управления, которые позволили установить правила регулирования корпоративного управления на основе различных стандартов.
В качестве основного международного документа, регулирующего корпоративного управления, выступают Принципы корпоративного управления ОЭСР. Данный документ предназначен не только компаниям, но и органам государственной власти, связанным с регулированием корпоративного управления. Указанные выше Принципы связывают между собой все сферы корпоративного управления.
Принятие в 1999 году и обновленные в 2004 году Принципы стали применяться практически во всех странах мира, как ключевой документ в области разработки нормативно-правовой базы относительно регулирования корпоративного управления.
Однако, стоит отметить, что данный стандарт носит добровольный характер. При этом, с учетом того, что данные рекомендации в основе своей имеют практику работы значительного числа компаний, наблюдается тенденция к переходу от добровольного их использования к законодательной закрепленности.
Таким образом, можно говорить о том, что современные тенденции регулирования корпоративного управления связаны с преобразованием отдельных рекомендаций в исследуемой области в новые нормы законодательства.
Достигнуто определенное согласие в том, что в законодательстве должны быть закреплены минимальные стандарты корпоративного управления и вопросы регулирования рынка. В систему регулирования отношений в сфере корпоративного управления также входят общепринятые в стране правила, социальные нормы и обычаи делового оборота. Немаловажную роль играет и судебная практика.
На основе всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что процесс контроля и регулирования корпоративного управления представляет собой один из наиболее сложных процессов в работе корпорации.