Рассматривая корпоративную культуру в организации, можно говорить о том, что в качестве ее основы является система ценностей, которые позволяют сформировать определенные нормы и методы поведения персонала в организации.
При этом именно ценности, которые возлагаются во основу корпоративной культуры, формируются поведенческие нормы в организации. От ценностей зависит уровень сплочённости коллектива, единство и условия для достижения поставленных целей.
Наличие ценностей в организации позволяет обеспечить изменения процесса межличностного взаимодействия, а также соблюдения индивидуальных ценностных ориентаций каждого сотрудника. Ценности, сформированные в организационной культуре, могут быть подразделены на несколько основных групп:
При этом нельзя выделить определенный наиболее общий перечень корпоративных ценностей, поскольку любая корпоративная культура носит индивидуальный характер, учитывающий особенности деятельности организации.
Исследованиям процесса формирования корпоративных ценностей посвящены работы многого числа различных исследователей. Наиболее полное и качественное описание основных форм существования корпоративных ценностей представлено в работе Д.А. Леонтьева, который говорит о трех формах корпоративных ценностей:
Представленные формы носят иерархический характер и перетекают одна в другую. Данный процесс происходит постоянно и совершенствуется на каждом этапе.
Здесь необходимо учитывать, что все корпоративные ценности, формируемые корпоративной культурой, становятся личностными ценностями сотрудников. Это обосновывается тем, что сотрудник в ежедневной своей деятельности сотрудник стремится к соблюдению корпоративных ценностей, установленных норм и правил поведения.
Также в структуру корпоративной культуры, кроме ценностей, включаются нормы и социальные роли. Нормы в корпоративной культуре представляют собой управляющие поведением всех сотрудников правила, приводящие к достижению поставленных организацией целей.
Роли призваны определить вклад каждого отдельного сотрудника в совместную деятельность. Они определяются на основе формальной и неформальной позиции человека в организации, а также наличия ожиданий и контроля со стороны сотрудников.
Рассматривая особенности развития корпоративной культуры в организации, можно говорить о том, что оно определяется следующими факторами:
Трудности при развитии корпоративной культуры связаны с необходимостью учета мнений и идей новых сотрудников относительно решения вопросов и включения собственных ценностей, взглядов и убеждений в существующую корпоративную культуру. Необходимость учета данных требований обосновывается тем, что индивидуальные ценности сотрудников могут оказать существенное влияние на сложившиеся ценности в организации.
Для достижения полной идентификации сотрудников с организацией требуется реализация целостного комплекса мер, которые должны охватывать весь процесс работы с персоналом. Наиболее важным является исследование и подбор кандидатов на вакантные должности.
Благодаря эффективному процессу идентификации новых сотрудников в организации достигается повышение индивидуальных качественных характеристик труда, поскольку у них формируются понимание невозможности получения какого-либо вреда со стороны организации.
Со стороны самого работодателя наиболее важным становится оправдание требований персонала к системе ценностей и создание условий для наиболее эффективного сосуществования сотрудников. Влияние на эффективность и развитие корпоративной культуры в организации оказывает и стратегический менеджмент, поскольку именно в рамках него формируются условия для изменения существующей организационной культуры, а также ликвидации конфликта между внутренней культурой компании и ценностными ориентациями, характерными для внешней среды.
Особое внимание необходимо уделять вопросам интеграции культур при слиянии нескольких организаций, поскольку здесь возникает вопрос конфликта интересов между собственниками, сотрудниками и руководящими лицами. При этом создаются условия для формирования новой корпоративной культуры, которая должна учитывать все аспекты интегрируемых культур. Основные трудности здесь возникают самих ценностей, которые лежат в основе интегрируемых корпоративных культур. Таким образом актуальным становится вопрос анализа ценностей всех сотрудников и формирования на их основе корпоративной культуры.
Все вышесказанное позволяет говорить о том, что формирование и развитие корпоративной культуры представляет собой один из наиболее сложных и трудоемких процессов. Это приводит к необходимости привлечения наиболее квалифицированных специалистов в процессе решения возникающих проблем.