Рассматривая практику деятельности многих отечественных и зарубежных предприятий, можно говорить о том, что активно применяются различные методы и инструменты анализа и оценки эффективности корпоративной культуры в организации.
Определение потребности в исследовании корпоративной культуры связано с необходимостью проведения серьезных изменений в области управления предприятием. При этом такие изменения могут происходить, как во внутренней среде предприятия, так и во внешней.
В качестве основных критериев, которые отражают необходимость проведения исследования корпоративной культуры в организации можно выделить:
Если в организации уже проводятся или проводились какие-либо исследования корпоративной культуры необходимо создать целостную систему анализа, который должен проводится регулярно. Таким образом создаются условия для анализа показателей развития корпоративной культуры в динамике.
Чаще всего по итогам исследования корпоративной культуры формируется система показателей, отражающих эффективность функционирования корпоративной культуры в организации. Также данные показатели могут включать в себя основные данные относительно эффективности психологического климата в организации и качества коммуникационного пространства.
Рассматривая практику проведения анализа корпоративных культур в России и в мире, можно говорить о том, что он включает в себя несколько основных блоков, которые необходимо исследовать более детально.
Первый блок отражает степень лояльности и удовлетворенности сотрудников своей деятельности в организации.
В рамках данного блока анализируются следующие направления:
Второй блок аналитических процедур позволяет провести анализ и оценку всем коммуникационным каналам и степени информированности сотрудников о тех или иных изменениях в организации.
Данный блок также отражает следующее:
Третий блок отражает эффективность корпоративной культуры и внутреннего психологического климата в организации.
В рамках данного блока исследуются:
Таким образом представленные блоки исследования корпоративной культуры позволяют определить наиболее эффективные и важные направления дальнейшего ее развития в организации, а также выявить наиболее сильные, по мнению сотрудников и экспертов, элементы.
Корпоративная культура, являясь нематериальным объектом, достаточно сложно измеряема на основе количественных показателей. В процессе анализа корпоративной культуры исследователь должен определить методику и технологию исследования, а также выявить потребности той или иной организации.
Чаще всего применяются следующие методы:
По итогам проведения данных процедур аналитиком подготавливается полный отчет о выявленных достоинствах и недостатках существующей корпоративной культуры, а также создается система мер, направленных на повышение ее эффективности.
В процессе выбора технологии проведения исследования необходимо определить основные его параметры. Это означает что руководство предприятия может потребовать проведения сжатого по времени исследования или исследования только отдельных аспектов корпоративной культуры. Также в процессе проведения анализа особое внимание необходимо уделять инициативным сотрудникам, поскольку именно их мнение будет наиболее достоверным и честным.
Основными проблемами, с которыми сталкивается исследователь при изучении корпоративной культуры могут быть: