Исторические школы менеджмента


Исторические школы менеджмента

Общие положения исследования истории менеджмента

Исследуя процесс развития менеджмента, можно говорить о том, что он появился с момента начала совместной деятельности людей. Таким образом, практика управления насчитывает несколько тысячелетий.

Однако, менеджмент на ранней стадии своего развития не представлял самостоятельную науку вплоть до начала девятнадцатого века. В его основу были положены:

  • преобразование процесса управления в систему менеджмента;
  • обобщенный и осмысленный опыт управления крупнейшими предприятиями;
  • создание условий для повышения квалификации управленцев, в том числе и за счет внедрения в образовательный процесс специфических программ.

Также важно отметить, что управление и менеджмент развивались практически одинаково. Это привело к широкому их распространению при возникновении крупных предприятий. Историческое развитие менеджмента привело к активному его внедрению не только на производственные предприятия, но и на предприятиях военной отрасли.

Развитие теории менеджмента можно отследить через развитие отдельных школ менеджмента, которые представляют собой своеобразные этапы развития менеджмента, как науки. Однако, здесь необходимо учитывать, что ни одна школа не исчезает, поскольку они чаще всего перерастают в новые теории и подходы к управлению.

Концепция делового администрирования

Замечание 1

Рассматривая историческое развитие менеджмента, можно говорить о том, что первой исторически возникшей его школой является концепция делового администрирования. Данная концепция включает в себя три крупных научных школы, которые существовали параллельно друг другу с момента зарождения самого менеджмента до 30-х годов девятнадцатого века.

Для этих школ общим является то, что все они не имели никакой научной базы и строились на основе эмпирического опыта управляющих. Большая часть представителей этих трех школ относились к технократии и только часть из работ описывала основные вопросы организации производства.

Развитие концепции делового администрирования происходило на основе следующих этапов:

  • преддверье менеджмента представляет собой первый этапы. Здесь он рассматривается как управление отдельным рабочем местом, сотрудников и т.д. То есть можно говорить о том, что исследователи свое внимание сосредотачивали на вопросах управления отдельными элементами организации;
  • вторым этапом является исследование процесса управления организацией. На данном этапе происходит систематизация всей информации о деятельности отдельных элементов и формирование общего подхода к управлению ими. Таким образом, можно говорить о том, что на втором этапе развития концепции делового администрирования наблюдается формирование основы для системного подхода.

Научная школа организации труда

Следующим этапом развития менеджмента является научная школа организации труда, в основе которого лежат теоретические разработки и практический опыт Ф. Тейлора и А. Файоля. С точки зрения современного менеджмента разработки данных ученых направлены на обеспечение высокой эффективности труда каждого отдельного работника, что в итоге должно привести к общей эффективности деятельности всей организации.

Замечание 2

Так, Ф. Тейлор активно разрабатывал вопросы рациональной организации труда на каждом конкретном рабочем месте. Он разделил все функции персонала на отдельные действия, которые намного легче анализировать и совершенствовать. Также внимание исследователя было сосредоточено на вопросах эффективного обучения персонала и формирования наиболее эффективной системы подбора кадров в соответствии с задачами каждого конкретного места работы.

Нельзя не отметить, что Ф. Тейлором были сформированы основные положения нормирования труда и системы стимулирования персонала, в основе которой лежали различные санкции и поощрения за перевыполнение или невыполнение поставленных задач. В связи с этим была введена новая должность – нормировщик.

Исследуя работы А. Файоля, можно говорить о том, что в них представлен функциональный подход к организации труда. В его работах представлены положения относительно разделения труда административно-управленческого персонала.

Именно по итогам практических разработок А. Файоля были определены основные функции данной категории персонала:

  • основная функция – организация труда сотрудников;
  • функция учета и контроля;
  • планирование деятельности персонала и рациональная ее организация;
  • мотивация сотрудников к эффективной трудовой деятельности.

Также А. Файолем были сформированы пятнадцать принципов управления, среди которых наиболее важными, на наш взгляд, являются:

  • принцип единоначалия;
  • разделения труда в организации;
  • подчинение меньшинства большинству;
  • единство управления и т.д.

С точки зрения данного исследователя принцип управления представляет собой определенную меру использования чего-либо. Также важно отметить, что А. Файоль был первым исследователем, который говорил о необходимости наличия определенных личностных качеств у менеджеров, среди которых можно выделить следующие категории:

  • физические качества;
  • умственные качества;
  • нравственные качества;
  • общие знания;
  • профессиональные знания.

Бюрократия М. Веббера

Последней школой менеджмента, оказавшей влияние на его развитие, является бюрократия М. Веббера, который говорил о том, что эффективная деятельность персонала возможна только при наличии определенного типа взаимодействия между сотрудниками организации и сотрудниками со внешней средой.

Регулирование данного взаимодействия происходило на основе определенных регламентов, которые принимались руководством предприятия. Их необходимость обосновывается тем, что регламенты представляют собой один из наиболее рациональных способов регулирования взаимоотношений между различными элементами предприятия.

Таким образом, каждый из сотрудников должен осуществлять свою профессиональную деятельность в соответствии с принятыми на предприятии регламентами и инструкциями. Продвижение по службе происходит только по решению вышестоящего руководства.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :