Исследуя процесс развития менеджмента, можно говорить о том, что он появился с момента начала совместной деятельности людей. Таким образом, практика управления насчитывает несколько тысячелетий.
Однако, менеджмент на ранней стадии своего развития не представлял самостоятельную науку вплоть до начала девятнадцатого века. В его основу были положены:
Также важно отметить, что управление и менеджмент развивались практически одинаково. Это привело к широкому их распространению при возникновении крупных предприятий. Историческое развитие менеджмента привело к активному его внедрению не только на производственные предприятия, но и на предприятиях военной отрасли.
Развитие теории менеджмента можно отследить через развитие отдельных школ менеджмента, которые представляют собой своеобразные этапы развития менеджмента, как науки. Однако, здесь необходимо учитывать, что ни одна школа не исчезает, поскольку они чаще всего перерастают в новые теории и подходы к управлению.
Рассматривая историческое развитие менеджмента, можно говорить о том, что первой исторически возникшей его школой является концепция делового администрирования. Данная концепция включает в себя три крупных научных школы, которые существовали параллельно друг другу с момента зарождения самого менеджмента до 30-х годов девятнадцатого века.
Для этих школ общим является то, что все они не имели никакой научной базы и строились на основе эмпирического опыта управляющих. Большая часть представителей этих трех школ относились к технократии и только часть из работ описывала основные вопросы организации производства.
Развитие концепции делового администрирования происходило на основе следующих этапов:
Следующим этапом развития менеджмента является научная школа организации труда, в основе которого лежат теоретические разработки и практический опыт Ф. Тейлора и А. Файоля. С точки зрения современного менеджмента разработки данных ученых направлены на обеспечение высокой эффективности труда каждого отдельного работника, что в итоге должно привести к общей эффективности деятельности всей организации.
Так, Ф. Тейлор активно разрабатывал вопросы рациональной организации труда на каждом конкретном рабочем месте. Он разделил все функции персонала на отдельные действия, которые намного легче анализировать и совершенствовать. Также внимание исследователя было сосредоточено на вопросах эффективного обучения персонала и формирования наиболее эффективной системы подбора кадров в соответствии с задачами каждого конкретного места работы.
Нельзя не отметить, что Ф. Тейлором были сформированы основные положения нормирования труда и системы стимулирования персонала, в основе которой лежали различные санкции и поощрения за перевыполнение или невыполнение поставленных задач. В связи с этим была введена новая должность – нормировщик.
Исследуя работы А. Файоля, можно говорить о том, что в них представлен функциональный подход к организации труда. В его работах представлены положения относительно разделения труда административно-управленческого персонала.
Именно по итогам практических разработок А. Файоля были определены основные функции данной категории персонала:
Также А. Файолем были сформированы пятнадцать принципов управления, среди которых наиболее важными, на наш взгляд, являются:
С точки зрения данного исследователя принцип управления представляет собой определенную меру использования чего-либо. Также важно отметить, что А. Файоль был первым исследователем, который говорил о необходимости наличия определенных личностных качеств у менеджеров, среди которых можно выделить следующие категории:
Последней школой менеджмента, оказавшей влияние на его развитие, является бюрократия М. Веббера, который говорил о том, что эффективная деятельность персонала возможна только при наличии определенного типа взаимодействия между сотрудниками организации и сотрудниками со внешней средой.
Регулирование данного взаимодействия происходило на основе определенных регламентов, которые принимались руководством предприятия. Их необходимость обосновывается тем, что регламенты представляют собой один из наиболее рациональных способов регулирования взаимоотношений между различными элементами предприятия.
Таким образом, каждый из сотрудников должен осуществлять свою профессиональную деятельность в соответствии с принятыми на предприятии регламентами и инструкциями. Продвижение по службе происходит только по решению вышестоящего руководства.