В наиболее общем виде под информационным менеджментом понимается процесс управления различными информационными ресурсами предприятия, процессы создания и использования информации, а также оценка ее влияния на эффективность деятельности экономического субъекта.
Отдельными исследователями информационный менеджмент рассматривается как профессиональная деятельность отдельных сотрудников организации, итогом которой являются информационные ресурсы.
При этом качество информационного менеджмента находится в прямой зависимости с эффективностью управления всем предприятием в целом. Исследуя систему информационного менеджмента, можно говорить о том, что он представляет собой комплексную категорию, поскольку включает в себя средства достижения участников рынка информации относительно деятельности организации, а также формирование различных коммуникаций внутри самой организации.
Основными компонентами информационного менеджмента являются:
Таким образом, можно говорить о том, что информационный менеджмент является достаточно масштабным понятием, которое значительно шире, чем управление документооборотом. Это обосновывается тем, что информационный менеджмент связан не только с самой информацией, но и со всей информационной деятельностью, протекающей внутри организации.
Наиболее важной целями информационного менеджмента являются обеспечение эффективного планирования функционирования экономического субъекта, снижение временных затрат, необходимых для принятия различных управленческих решений, повышение конкурентоспособности предприятия и производительности труда персонала.
Исследуя практику применения информационного менеджмента в современных организациях, можно говорить о том, что особое значение он приобретает в организациях, для которых характерно наличие следующих характеристик:
При этом важно отметить, что в зависимости от наличия тех или иных характеристик зависят информационно-коммуникационные технологии, которые применяются на предприятии.
Наиболее важными отраслями, в которых активно применяются отдельные элементы информационного менеджмента или формируются целостные системы управления информационными ресурсами, являются:
При этом нельзя не отметить, что кроме связей с внешней средой информационный менеджмент оказывает существенное влияние на внутреннюю среду предприятия. Рассматривая практику деятельности многих отечественных и зарубежных предприятий, можно говорить о том, что роль информационного менеджмента особо ярко проявляется в процессе управления логистикой и производством предприятия.
Практика деятельности современных организаций позволяет говорить о том, что информационный менеджмент представляет собой неотъемлемую часть современного управления.
В связи с этим можно выделить следующие его функции:
Рассматривая практику реализации информационного менеджмента на современных организациях, можно говорить о том, что он имеет свою собственную структуру, которая формируется за счет:
Стратегическая подсистема информационного менеджмента позволяет сформировать основные положения информационной политики организации, а также создать условия для ее реализации в процессе хозяйственной деятельности предприятия.
Аналитическая подсистема позволяет исследовать основные потребности в информации, ее качество, эффективность работы персонала и поступающей информацией и т.д.
Необходимость технологической подсистемы, как части информационного менеджмента предприятия, обосновывается тем, что она позволяет обеспечивать оперативное управление информацией, а также качественную ее обработку распространение и хранение.