Цели и задачи банковского менеджмента формируются на основе функций, которые он реализует в процессе деятельности банка. Классическая теория управления выделяет следующие функции менеджмента в банке:
Исследуем представленные выше функции более детально.
Первая из них связана с необходимостью выявления влияния отдельных факторов, определяющих условия работы банка, как в текущем периоде, так и в будущих. По итогам проведения различных аналитических процедур формируется качественная информация, используемая в процессе реализации менеджмента в банке.
Планирование деятельности банка, как экономического субъекта, представляет собой одну из наиболее важных функций управления, что обосновано необходимостью формирования качественных прогнозов развития рынка услуг, оказываемых банками.
Регулирование тесно связано с принятием тактических решений. Именно регулирование позволяет достичь плановых показателей, сформированных в стратегии деятельности банка.
Функция контроля в банковском менеджменте связана с необходимостью проверки качества реализации принятых управленческих решений. Контроль позволяет обеспечить непрерывный процесс управления банковскими структурами. В качестве необходимого условия эффективности реализации контрольной функции в банке выступает необходимость целесообразного и оправданного использования различных видов контроля.
Исследуя инструмент, благодаря которым происходит реализация банковского менеджмента, можно говорить о том, что они представляют ряд методов, приемов, средств и форм достижения целей банка, а также выполнения всех поставленных задач.
В наиболее общем смысле под методами управления банком понимаются средства, с помощью которых оказывается влияние на объект управления. Направленность данного влияния определяется на основе целей и задач банковского менеджмента.
Исследуя методы управления, применяемые в процессе банковского менеджмента, можно говорить о том, что они включают в себя:
Реализация данных методов позволяет обеспечить качественную реализацию целей и задач банка.
Исследуя процесс формирования политики деятельности банка, можно говорить о том, что она связана с определением основных целей его работы, а также формированием наиболее качественной стратегии достижения данных целей с учетом существующих у банка ресурсов.
Цели банковского менеджмента напрямую связаны с концепциями его развития и основными направлениями деловой активности. Для определения целей банковского менеджмента используется информационная база, формируемая по итогам деятельности банка за определенный период.
Анализируя данную информацию, управленческое звено банка проводит оценку различных тенденций развития рынка, что позволяет своевременно и качественно изменять конкурентную стратегию банка. В процессе формирования целей деятельности банка применяются различные качественные и количественные показатели, что позволяет учесть различные аспекты его деятельности.
Исследуя цели банковского менеджмента, можно говорить о том, что основной из них является увеличение прибыли от деятельности банка. Важно отметить, что главная цель банковского менеджмента подразделяется на несколько подцелей, что позволяет их конкретизировать.
Все цели деятельности банка могут быть подразделены на:
Экономические цели функционирования банка связаны не только с увеличением совокупной прибыли от его деятельности, но и в увеличении его стоимости, которая связана с ценностью банка, как единой структуры, включающей в себя менеджеров, клиентов и технологий управления. Также существует экономическая макроцель деятельности банка, которая связан с обеспечение сохранности привлеченных средств, а также создание условий, при которых вложение средств в экономику будет наиболее эффективным.
Социальные цели деятельности банка связаны с удовлетворением потребностей клиентов банка в предоставлении наиболее качественных банковских услуг, а также предоставление эффективных банковских продуктов.
Также важно отметить, что все цели деятельности банка тесно связаны с общими процессами ведения хозяйственной деятельности, денежно-кредитной политикой государства, что приводит к необходимости учета данных аспектов при их формировании.
Исследовав цели банковского менеджмента, необходимо уделить внимание его задачам. Все они формируются на основе представленных выше целей, в связи с этим основными задачами банковского менеджмента являются:
От эффективности реализации представленных выше задач зависит качество прогнозов развития банка, что выступает основным показателем надежности его управления.