Понятие стратегического менеджмента банка
Исследуя сущность стратегического менеджмента в банковском секторе, можно говорить о том, что он представляет собой некоторый управленческий процесс, связанный с достижением заранее установленных целей банка. Важной частью стратегического менеджмента банка являются ресурсы, которыми обладает банк, а также обеспечение наиболее рационального их использования.
Замечание 1
Целью организации стратегического менеджмента в банке является формирование и развитие различных направлений банковской деятельности и продуктов, предлагаемых банком, для обеспечения роста занимаемой доли рынка и совокупного дохода от деятельности банка.
Стратегический банковский менеджмент предполагает формирование тактики менеджмента, представляющей собой план мероприятий, необходимых для реализации стратегии.
Чаще всего тактика банковского менеджмента включает в себя:
- анализ существующего положения банка;
- формирование стратегического видения;
- разработка и внедрение в деятельность банковской структуры миссии и стратегических целей ее деятельности;
- создание альтернативных вариантов стратегии развития банка.
Представленные выше элементы тактики также представляют собой основные этапы реализации стратегии.
Особенности стратегического менеджмента банка
Стратегический менеджмента в банковских структурах формируется на основе миссии, принятой в банке. При этом стратегия развития банка включает в себя внешнюю и внутреннюю ориентацию. Каждое из представленных выше направлений формируется в соответствии с приоритетами развития банковской структуры.
Наиболее часто используемая структура стратегии банка включает в себя:
- стратегию развития всего банка в целом;
- стратегию развития кадров и финансов;
- стратегию конкурентоспособности и обеспечения безопасности;
- стратегию управления рисками и т.д.
Наиболее важное место в стратегическом управлении банком занимает конкурентная стратегия, которая должна реализовываться по отдельным направлениям его деятельности. Стратегия конкурентоспособности банка формируется в соответствии с одним из трех подходов:
- традиционный подход, который связан с разработкой стратегии собственниками бизнеса или высшим руководящим звеном;
- конкурсный подход, чаще всего используемый для вновь организуемых банков. Данный подход позволяет формировать различные альтернативы с целью выбора наилучшей из них;
- интегративный подход, используемый для реорганизуемых банков. Такая стратегия позволяет сформировать общие направления развития банка на основе экспертных мнений и оценок руководителей основных подразделений банка.
Для отечественных банков наблюдается ряд особенностей стратегического менеджмента, к которым могут быть отнесены:
- отсутствие возможностей формирования долгосрочной стратегии развития предприятия при наличии внешнеэкономической нестабильности и низкой эффективности финансовых прогнозов;
- отсутствие четкого определение основ конкурентной стратегии банка из-за малого объема информации о состоянии финансового рынка;
- ограниченность масштабов стратегических целей банка из-за недостатка информации.
Подходы к формированию стратегии банка
Замечание 2
Рассматривая основные подходы, которые применяются для разработки стратегий в банке, можно говорить о том, что наиболее часто используется интегрированный подход, в основе которого лежат аналитические данные, представленные руководителями различных подразделений банка.
Данный подход включает в себя два основных этапа. На первом этапе формируется информация относительно деятельности банка, в которой учитываются отдельные задачи развития банка. Второй этап связан с синтезом всех, разработанных на первом этапе, информационных ресурсов в единую стратегию развития банка.
Для создаваемого и уже существующего банка наблюдаются различия в процессе формирования стратегии, которые необходимо описать более детально.
Стратегия организуемого банка имеет:
- минимальный уровень реалистичности формируемой стратегии, поскольку для управленцев банка характерно отсутствие опыта в области стратегического планирования;
- наличие возможностей для внедрения инновационных технологий управления, что обосновывается отсутствием ограничений в деятельности банка;
Исследуя стратегии уже работающих банков можно отметить, что для них характерны:
- высокий уровень консервативности из-за наличия ограничений, связанных с отдельными особенностями деятельности банка;
- значительный уровень достоверности и реалистичности стратегий, что обуславливается наличием опыта управленцев.
Важно отметить, что для стратегического банковского менеджмента характерно наличие определенной отраслевой специфики, которая приводит к необходимости следующих качественных характеристик банковских стратегий:
- наличие гибкости, позволяющей нивелировать влияние внешнеэкономической нестабильности различных финансовых рынков;
- зависимость процесса формирования банковской стратегии от текущей финансовой политики государства, что связано с наличием жесткого регулирования банковской деятельности со стороны государства;
- необходимость учета изменения макроэкономической ситуации, изменения которой могут не оказать существенного влияния на деятельность банка, но затрагивают интересы его клиентов; наличие зависимости эффективности реализации стратегии банковского менеджмента от уровня организационно-управленческой культуры банка.
Для российских банков существует дополнительная специфика стратегического банковского планирования, которая обуславливается следующими факторами:
- отсутствие условий для разработки долгосрочной стратегии банка из-за высокого уровня экономической нестабильности, а также низкой эффективности прогнозов развития государственной политики в области регулирования банковской деятельности;
- высокая вероятность возникновения ошибок в процессе разработки и реализации стратегии, что обосновано недостаточностью опыта управленческого персонала.