Нарушения (деструктивные варианты развития) зрительного анализатора оказывают влияние на социально-психологическое становление и развитие психики ребёнка.
Социально-психологические особенности ребёнка со зрительной недостаточностью провоцируют появление у него серии специфических социальных установок, которые могут опосредованно воздействовать на психическое развитие ребенка с нарушением зрения.
Ребёнок с нарушениями зрения может сталкиваться с трудностями в обучении, игре, овладении двигательными навыками в рамках пространственной ориентировки, что может вызывать негативные реакции следующего характера:
По исследованиям, дети с нарушением зрения могут находиться в общем астеническом состоянии, их нервная система испытывает дополнительную нагрузку (в силу компенсаторного включения дополнительных систем анализаторов), что увеличивает нервное напряжение, повышает утомляемость и т.д.
Нужно понимать, что дети с депривацией зрения чаще находятся в стрессовых ситуациях, чем их нормально видящие сверстники, что влечет за собой повышение эмоционального напряжения, чувство дискомфорта и может привести к эмоциональным расстройствам в силу дисбаланса процессов возбуждения и торможения в головном мозге (А.Г.Литвак).
Ребенок с нарушением зрения может развиваться в двух направлениях относительно формирования мотивационно-волевой сферы:
Если обучение и воспитание организовано грамотно, ребенок включён в различные виды деятельности и адаптирован к окружающей среде, нарушения/отсутствие зрения будет скомпенсировано за счёт развития других сенсорных систем и компонентов личности.
В ситуациях, когда происходит формирование познавательных процессов, волевых качеств, морально-нравственных основ личности, мотивов, установок на результат деятельности, ребёнок практически не зависит от состояния зрительного анализатора.
Необходимым условием развития психики является приобщение к различным видам деятельности и использование всех сохранных анализаторов в качестве компенсаторных для формирования различных видов памяти, восприятия, мышления.
Внимание: непроизвольное внимание нарушено, формирование и накопление знаний и представлений об окружающем мире ограничено.
Может отмечаться снижение произвольного внимания из-за нарушений в эмоционально-волевой сфере, что ведет к таким проявлениям в поведении, как:
Внимание переключается на второстепенные объекты, дети рассеяны, кроме того, рассеянность и невнимательность может быть результатом утомления. Утомление наступает быстрее из-за длительного воздействия слуховых раздражителей.
Для детей с нарушениями зрения рекомендуется использовать для отдыха и смены деятельности адаптированные методики физической культуры.
Особенности памяти: в силу нарушения соотношения процессов возбуждения и торможения снижается скорость запоминания и усвоения материала. Это объясняется не только недостаточным количеством повторений, но и недостаточной значимостью символов и объектов, обозначающих понятия этих объектов.
В силу того, что дети с нарушениями зрения могут получать только вербальные знания, ограничен объем и скорость запоминания.
Важно учитывать, что недостатки запоминания – это вторичные проявления, обусловленные дефектом зрения, а не отклонениями в психическом развитии.
Очевидно, что увеличивается значимость словесно-логической памяти, снижен объем долговременной памяти. Образы памяти при отсутствии подкрепления имеют тенденцию к относительно быстрому угасанию.
С возрастом происходит переход от непроизвольного вида памяти к произвольному.
Ухудшение двигательной памяти наблюдаются у мальчиков в 10-14, и у девочек в 12-15 лет.
Процесс узнавания у слабовидящих зависит от того, насколько полноценно сформирован образ воспринимаемого объекта или субъекта. Таким образом, необходимо более частое подкрепление памяти.
В специальном обучении дети обязательно овладевают навыками зрительного узнавания и иногда используют навыки специфического узнавания по второстепенным признакам.
Достаточно высок объем слуховой, осязательный памяти при снижении объема оперативной и кратковременной. В силу того, что зрительное восприятия внешнего мира ограничено, целостность отображаемых предметов и действий снижена, но физиологические механизмы восприятия не нарушены.
Двигательное, слуховое, осязательное восприятие развивается компенсаторно, и, чаще всего, определённый вариант восприятия становится приоритетным.
Мышление развивается в направлении от анализа отдельных признаков предметов, доступных восприятию детей, и проходит те же стадии развития и в том же возрасте, как и у детей с сохранным зрением, но без опоры на зрительное восприятие.
Объём понятий об окружающем мире более сужен, умозаключения не вполне обоснованы, так как субъективные понятия недостаточно наполнены или искажены.
Преобладает словесно-логическое и наглядно-образное мышление, используется также практически-действенное мышление в ситуациях манипулирования предметами, спортивным инвентарём и т.д.
Таким образом, нарушение в рамках одной системы вызывает в организме активизацию защитных свойств и компенсаторное включение, мобилизацию резервных ресурсов, сопровождающих патологический процесс. Описанный механизм создаёт возможность для эффективного развития психики, сознания, личности детей с депривацией зрения.