Язык и этническая культура


Язык и этническая культура

Этнос и этнический язык

Этнос представляет собой группу людей, которых объединяет одна культура и, как правило, один язык. Можно выделять русский, французский, немецкий и другие этносы. В процессе выявления специфических черт культуры основное значение имеет язык, являясь главным признаком общеэтнической идентичности. В связи с этим вызывает интерес понятия этнический язык, родной язык, второй язык, которые могут совпадать или не совпадать в зависимости от конкретного случая.

Под этническим языком понимается, прежде всего, язык этноса, что является его главной характеристикой, потому что этнический язык является продуктом этноса. Этнический язык консолидирует данный этнос, создает нормативную базу, обеспечивает различного рода взаимоотношения между различными социокультурными классами. Если же по каким-либо причинам носители отступают от своего этнического языка, то язык продолжает существовать внутри носителя. Посредством этнического языка определяется мышление человека, заложенные с детства этнокультурные основы, правила и нормы.

Родной язык выступает основой при формировании первичных навыков коммуникации и социализации. Посредством родного языка человек усваивает нормы, правила, обычаи, все то, что составляет культуру, своего народа.

Замечание 1

Практически всегда родной язык тождествен языку этническому. Но бывают случаи, когда эти языки не совпадают. Это встречается, когда функции родного языка по каким-либо причинам выполняет язык другого этноса. Такой процесс носит название лингвокультурной ассимиляции.

Язык представляет собой полифункциональный феномен, функции которого можно разделить на:

  • социальные,
  • когнитивные,
  • частные.

Термин «второй язык» применяется в полиэтнических общностях и понимается как средство общения с другими этническими группами. Второй язык является лишь средством поверхностного сближения с чужой культурой. В полиэтнических общностях коммуникация происходит посредством одного, а чаще нескольких языков.

Замечание 2

Такое взаимодействие влечет к появлению конфликтов, природа которых лежит не только в слуховом неприятии, но и в несовпадении комплексов этнокультурных норм.

В настоящее время проблема роли языка в формировании национально-культурной картины мира является одной из актуальных проблем филологии. Язык как кодовая знаковая система является посредником между внутренним миром человека и окружающим, внешним миром. Носителя язык как бы пропускает окружающий мир через себя, фиксируя свой опыт, знания, эмоции в языке.

На современном этапе развития интерес науки направлен на исследование проблемы взаимосвязи языка, сознания и культуры: изучаются национальные картины мира, создаются ассоциативные словари, дающие возможность изучения восприятия действительности посредством определенной культуры. Исследованием этих проблем занимается этнолингвистика, возникшая на стыке этнографии и лингвистике сравнительно недавно.

Задача этнолингвистики заключена в исследовании взаимодействия лингвистических и этнических факторов, проблемы языка и культуры, языка и этноса, языка и народного менталитета, а также роли языка в формировании и функционировании народной культуры, психологии и творчества.

Этнос и языковая картина мира

На связь между языком и национальным характером впервые указал В. Гумбольдт. Язык – это не готовый продукт, это деятельность, процесс. Гумбольдт указывал на связь между языком и характером нации. Язык находится в прямой зависимости от говорящих на нем людей. Язык находится в непрерывном процессе своего порождения. Но это не отрицает его понимания как системы знаков, но описание данной системы будет заведомо неполной. фиксирование мира осуществляется посредством языка. Исследуя, изучая окружающий мир в процессе деятельности, человек отражает результаты познания, знания в словах. Совокупность всех этих знаний о мире, зафиксированных посредством языка, имеет в науке разные наименования в зависимости от выбранной концепции. Так, в научном обиходе функционирует термин «языковой промежуточный мир», «языковая модель мира», «языковая репрезентация мира», «языковая картина мира».

Каждый этнический язык отражает специфическое восприятие действительности и организации мира. В языке формируется определенная система взглядов, коллективная философия, которая навязывается всем носителя данного языка. Система знаний о мире, которая находит отражение в языке, языковое мировидение принято называть в лингвистике языковой картиной мира. Именно обыденное сознание формирует языковую картину мира, таким образом концептуализируя действительность. Способ концептуализации универсален, но специфичен для каждого отдельного этноса. Так, носители разных языков смотрят на мир как бы через призму своих языков и видят его немного по-разному.

Языковая картина мира обычно рассматривается как компонент лингвоментальной сущности национального языкового сознания. По определению О.А. Корнилова, языковая картина мира является «результатом отражения объективного мира обыденным языковым сознанием конкретного языкового сообщества, конкретного этноса».

Таким образом, взаимодействуя с окружающим миром, изучая его, человек формирует общие представления, которые объединяются в систему понятий, знаний о мире. Эта система носит название концептуальной картиной мира. Параллельно с мыслительной деятельностью осуществляется языковое кодирование информации и большая часть знаний о мире фиксируется в языковых единицах конкретных языков, что и формирует языковую картину мира, отражающую особенности этноса. Эта категория фиксирует многовековой коллективный опыт всего языкового сообщества. При этом отдельная языковая личность, принадлежащая к определенному этносу, владеет лишь малой долей огромного национального опыта. Следовательно, для того чтобы осмыслить национальное своеобразие определенной языковой картины мира, необходимо выявить ее историко-этимологические корни, охарактеризовать процесс мировосприятия этноса в его языковой фиксации.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :