Этнографическая типология культур


Этнографическая типология культур

Определение 1

Этнография – наука, которая исследует и объясняет культуру малых или племенных народов, принадлежащих только к одной этнической группе.

Применяемые в этнографии типологии более корректно назвать классификациями: характерные принципы этноса в них объединены в классы, что помогает исследователям осуществлять сравнительный анализ культур, определяя уникальность, происхождение и культурные взаимосвязи существующих этносов. Этнографические типологии также являются идеализированными моделями, в качестве основания которых принято считать непосредственные особенности этноса.

Замечание 1

Базой для этнографической типологии выступают детализированные характеристики происхождения языка и устоявшегося жизненного уклада.

Особенности этнографической типологии культур

В настоящее время и культурология, и история, применяют известную издавна типологию культурных ценностей, фундаментом которых выступают цикличность и смена возрастов общества, следовательно, строят ее уже на базе последних научных сведений. Сегодня признано, что антропогенез наряду с культурным генезисом содержит два этапа – первобытный (архаичный) и цивилизованный, который начался примерно 2,5-1,7 млн лет назад и завершился около 35 тыс. лет назад.

Эра цивилизованного существования, представляющая собой сравнительно небольшой период времени – приблизительно 5-6 тыс. лет, характеризуется учеными по-разному. Отечественные исследователи-этнографы предложили обществу хозяйственно-культурную вариацию, которая устанавливает целостность особенностей культуры и хозяйства, исторически сформировавшиеся у различных народов, находящихся в аналогичных условиях и на одинаковых уровнях культурно-экономического развития.

Замечание 2

Внутри сложившейся исторической классификации наиболее известна типология культуры, которая отражает сразу четыре периода в становлении человечества: каменный, медный, бронзовый и железный века.

Каменный век – самый древний этап в развитии и реализации культуры в обществе, в это время оружие и различные орудия труда были сделаны из камня, а человек учился искусственным путем добывать огонь.

Именно в данный период появились первые примитивные религиозные учения и культы, такие как фетишизм (поклонение неодушевленным объектам), тотемизм (вера в связь человеческого рода с конкретным видом животных или растений), анимизм (вера в духов и души).

В медном столетии создается и укрепляется родовой строй. Зародилась металлургия, как следствие возникновения медных предметов. Более разноплановой стала хозяйственная деятельность общества. В это время формируется рисуночное письмо (пиктография), что в значительной степени облегчило духовную и социальную преемственность поколений.

Бронзовый век характеризуется расцветом древнеегипетской и шумерской цивилизаций – древнейших из всех подобных социальных образований. Указанное время стало началом создания первых письменных систем – иероглифического письма и клинописи, важных научных и философских знаний, основ геометрии, алгебры, астрономии, водяных и солнечных часов, первых календарей.

Железный век – подразумевает открытие технологии получения железа, изготовление из него мощного оружия и орудий для обработки стройматериалов и земледелия.

Разновидности этнографической типологии культур

Базой историко-этнографической типологии культуры и ключевым критерием оформления типологических культурных систем является установление общих для определенной группы черт образа жизни во всей полноте его возникновения у различных этносов и народов.

Этнография в качестве базы для характеристики видов культур пытается в полной мере охватить наличие многообразных форм человеческой жизни, ее культурной и социальной среды: хозяйственно-бытовые проявления, принадлежность к расе, язык и др.

По этой причине в практике этнографической типологии культуры можно выделить три важнейшие группы основополагающих критериев этнографических построений:

  1. Антропологическую типологию культур, основными критериями которой считается принадлежность к разнообразным расам, территориальная общность и физические признаки.
  2. Историко-этнографическую группу - хозяйственно-бытовую типологию культурных традиций, центральным объединяющим звеном которой выступает обобщенный тип хозяйства, а также единые формы организаций интеллектуальной деятельности. Целостность эта в основном определяется приблизительно одинаковым уровнем экономически-социального производственного становления в аналогичных естественно-географических условиях.
  3. Тип производящего хозяйства, базирующийся на скотоводстве и ручном земледелии. Данная группа имеет общие культурные особенности хозяйствования и жизнеустройства в виде имущественного неравенства, оседлости и начало социального разделения, создания государства как центрального органа политической власти и др.

Следует отметить, что целостность всех субъектов, культурных единиц и носителей культуры в пределах того или иного историко-бытового типа культуры ограничивается, в первую очередь, взаимодополняющими элементами хозяйственного уклада, т.е. общностью культурного инструмента в качестве целостного социокультурного пространства. А что касается других существующих систем духовного освоения мира, то у народов с одинаковым хозяйственно-культурным типом выделяют значительные различия в нравственных положениях, психологических, политических, эстетических и других ценностях. И это говорит о том, что культурная этнографическая классификация является достаточно односторонней, пригодной для ограниченных, узких исследовательских работ экономического направления, и потому она не отражает всего культурного богатства в пределах собственной культурно-типологической особенности.

Третья разновидность типологических культур в пределах этнографической вариации культур непосредственно связывает поиск ключевого критерия деления субкультур на виды не с природно-естественными различиями и сходством, а также не с наличием социального аспекта, а с целостностью одного из важнейших духовных жизненных проявлений - со сходством в языке, как методе общения и выражения мысли.

Выводы

Весь существующий социокультурный мир выступает перед ученым во всей своей множественности и неоднородности. Для наиболее плодотворного и полного изучения феномена культуры используется способ классификации, или типологии. Типология культурных традиций решает задачи упорядоченного, детализированного описания и объяснения разнопланового по составу множества культурных объектов.

Типология культуры – способ научного познания, базой которого выступает расчленение социокультурных объектов и систем, а также их группировка посредством обобщенной идеализированной структуры окружающего мира.

При этом в научном сообществе существуют совершенно различные основания для классификации культуры как более или менее равноправные. Основаниями являются определенные совокупности параметров, которые включают в себя значимые особенности исследуемых социальных групп в соответствии с поставленными задачами.

На сегодняшний день в мире существует около трех тысяч известных языков. Все языки можно разделить на большие группы по следующим критериям:

  • морфологическому (наличие определенных частей речи, родов, времен, спряжений);
  • фонетическому (звучание);
  • графическому (тип написания для тех народов, у которых есть письменность).

В качестве ключевых лингвистическая классификация определяет 13 языковых семей. Например, семито-хамитская, индоевропейская, кавказская, урало-алтайская, тибето-китайская и другие семьи.

Соотнесение групп исследуемого этноса с известной культурой позволяет также уточнить происхождение самого этноса и дает более точное представление о его основных культурных контактах: они определяются в языковых заимствованиях. Кроме того, язык и общение считаются важнейшими элементами культуры вообще, так как по этим элементам можно узнать многое о реальной культурной картине мира другого народа.

Прерогативой ученого в данном направлении является выбор фундамента для типологии, причем таких классификаций может быть ни один десяток. Современное культурологическое знание на сегодняшний день представлено разными вариациями культур. Это не означает, что одни из них более объективны, чем другие. Смысл состоит в том, что сами исследовательские цели диктуют важный набор показателей, которые и выступают базой для той или иной типологии культуры.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :