Связь глобализации и массовой культуры


Связь глобализации и массовой культуры

Сущность понятия глобализации

Процессы глобализации, оказывающие влияние на все сферы человеческой жизни, не могли не коснуться сферы культуры. Именно здесь глобализация наиболее отчетливо и ярко заявляет о себе.

Под термином глобализация в науке принято понимать процесс культурной, политической, научной, технической унификации (приведения к единому стандарту, форме) и интеграции (установлению взаимосвязей между отдельными, уникальными, самостоятельными социальными объектами и явлениями). Если говорить о процессах глобализации простыми словами, то их можно представить как некий процесс, посредством которого мир становится единым.

Термин глобализация в научный обиход был введен Карлом Марксом в середине XIX века. В активный же обиход данный термин включился примерно к концу XX века.

Первые проявления процессов глобализации в культурном мире

К первым явлениям глобализации можно смело отнести эпоху Великих географических открытий. В это время происходили серьезные мировоззренческие трансформации, что коснулось не только материальной сферы, но и, безусловно, духовной.

Изменились взгляды на религию, на мироустройство, на положение человека в этом мире. Наиболее весомые трансформации духовной сферы произошли в эпоху Реформации в XVI веке.

Замечание 1

Общая европейская кампания против католической церкви с ее духовенством полностью отрицали католицизм. Лидеры Реформации, такие как М. Лютер, Ж. Кальвин, Т. Мюнцер провозглашали дешевую церковь, предлагали реорганизацию феодальных отношений, установления равенства.

Такая идеология открывала широкие возможности и радужные перспективы для развития творческого начала и формирования творческой личности. Эпоха Возрождения явилась ярким подтверждением этому.

Замечание 2

Эпоха Просвещения также внесла свой вклад, что связывается с широким распространением знания, развитием науки. Просветители подготовили почву для свершения ряда буржуазных революций. Они выступали за политическую свободу, критиковали церковь, что в последующем явилось толчком для развития научно-технического прогресса.

Все это способствовало укрупнению производственных мощностей, формированию массовых организационных ячеек, распространению идеи коллективизма, с одной стороны, а с другой – в человеке ценилось индивидуальное, личностное начало, творческая активность каждой личности, что способствовало развитию элитарной культуры.

В результате данных процессов происходит расслоение культуры на низший и высший слои, что к началу XX века стало иметь достаточно четкие очертания, а к середине века стало реальностью.

Глобализация как явление планетарных масштабов

Замечание 3

Глобализация приобретает масштабные формы в эпоху Нового времени, буржуазных преобразований. Географические открытия стали стимулом для познания мира, людей, чужой культуры; достижения технического процесса позволили тысячное тиражирование продуктов культуры: книг, газет, журналов. Все это изменило жизнь людей, их мировоззрение.

В условиях капиталистического строя шло интенсивное развитие товарно-денежных отношений, что способствовало открытию все новых и новых способов коммерциализации культуры, а, вместе с тем, происходило формирование принципиально новой индустрии, которая была ориентирована за запросы потребителя, преимущественно, среднего класса, который составлял большую часть массового общества.

Под натиском запросов среднего класса постепенно нивелирует элитарная культура в силу высокой коммерциализации искусства, где на первый план выходит «продаваемость» продукта, а не его художественная и эстетическая ценность, не его содержание.

До сих пор в науке не угасают споры о том, какие же критерии определяют принадлежность произведения к высокой или массовой культуре. Массовая культура в силу своей всепроникающей и всеохватывающей сущности теснит элитарную культуру, а элитарная, в свою очередь, сохраняет свои позиции только в узких кругах и существует под лозунгом «искусство для искусства».

Массовая культура как социальный феномен долго не представляла интереса в научном мире. В отечественной и зарубежной науке все исследования массовой культуры можно тематически разделить на три группы:

  • Исследования массовой культуры как таковой (Х. Ортега-и-Гассет, Г. Маркузе). В них преобладает, как правила, негативная оценка данного культурного феномена. Качественная характеристика содержания массовой культуры имеет низкие оценки, что связывается с процессами демократизации и увеличением степени понятности. Попадая в орбиту ее влияния, люди ничего не обретают положительного, а зачастую напротив, многое теряют. Например, свою индивидуальность, способность ясно мыслить и рассуждать, принимать решения и удовлетворять свои личностные духовные, не навязанные, потребности. Данная сторона воздействия массовой культуры резко осуждается носителями элитарной и национальной культур.
  • Исследования, направленные на проблему поведения толпы и деятельности отдельного человека в этой толпе (Э. Канетти и С. Московичи и др.)
  • Исследования, которые рассматривают взаимодействие массовой культуры с другими типами и формами культуры, например с религией, политическими режимами, когда массовая культура становится средством формирования нужной идеологической системы.

Из такого многообразия направлений исследования массовой культуры можно заключить, что данный феномен имеет сложную многогранную структуру, и его возникновение сопряжено с различными факторами внутреннего и внешнего характера, которые в своей совокупности послужили стимулом для становления и развития такого явления современного культурного мира. Опасность здесь кроется не в самом феномене массовости, а в тотальном вовлечении и всеохватности массовой культуры, где далеко не последнюю роль играют процессы глобализации.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :