Процессы глобализации, оказывающие влияние на все сферы человеческой жизни, не могли не коснуться сферы культуры. Именно здесь глобализация наиболее отчетливо и ярко заявляет о себе.
Под термином глобализация в науке принято понимать процесс культурной, политической, научной, технической унификации (приведения к единому стандарту, форме) и интеграции (установлению взаимосвязей между отдельными, уникальными, самостоятельными социальными объектами и явлениями). Если говорить о процессах глобализации простыми словами, то их можно представить как некий процесс, посредством которого мир становится единым.
Термин глобализация в научный обиход был введен Карлом Марксом в середине XIX века. В активный же обиход данный термин включился примерно к концу XX века.
К первым явлениям глобализации можно смело отнести эпоху Великих географических открытий. В это время происходили серьезные мировоззренческие трансформации, что коснулось не только материальной сферы, но и, безусловно, духовной.
Изменились взгляды на религию, на мироустройство, на положение человека в этом мире. Наиболее весомые трансформации духовной сферы произошли в эпоху Реформации в XVI веке.
Общая европейская кампания против католической церкви с ее духовенством полностью отрицали католицизм. Лидеры Реформации, такие как М. Лютер, Ж. Кальвин, Т. Мюнцер провозглашали дешевую церковь, предлагали реорганизацию феодальных отношений, установления равенства.
Такая идеология открывала широкие возможности и радужные перспективы для развития творческого начала и формирования творческой личности. Эпоха Возрождения явилась ярким подтверждением этому.
Эпоха Просвещения также внесла свой вклад, что связывается с широким распространением знания, развитием науки. Просветители подготовили почву для свершения ряда буржуазных революций. Они выступали за политическую свободу, критиковали церковь, что в последующем явилось толчком для развития научно-технического прогресса.
Все это способствовало укрупнению производственных мощностей, формированию массовых организационных ячеек, распространению идеи коллективизма, с одной стороны, а с другой – в человеке ценилось индивидуальное, личностное начало, творческая активность каждой личности, что способствовало развитию элитарной культуры.
В результате данных процессов происходит расслоение культуры на низший и высший слои, что к началу XX века стало иметь достаточно четкие очертания, а к середине века стало реальностью.
Глобализация приобретает масштабные формы в эпоху Нового времени, буржуазных преобразований. Географические открытия стали стимулом для познания мира, людей, чужой культуры; достижения технического процесса позволили тысячное тиражирование продуктов культуры: книг, газет, журналов. Все это изменило жизнь людей, их мировоззрение.
В условиях капиталистического строя шло интенсивное развитие товарно-денежных отношений, что способствовало открытию все новых и новых способов коммерциализации культуры, а, вместе с тем, происходило формирование принципиально новой индустрии, которая была ориентирована за запросы потребителя, преимущественно, среднего класса, который составлял большую часть массового общества.
Под натиском запросов среднего класса постепенно нивелирует элитарная культура в силу высокой коммерциализации искусства, где на первый план выходит «продаваемость» продукта, а не его художественная и эстетическая ценность, не его содержание.
До сих пор в науке не угасают споры о том, какие же критерии определяют принадлежность произведения к высокой или массовой культуре. Массовая культура в силу своей всепроникающей и всеохватывающей сущности теснит элитарную культуру, а элитарная, в свою очередь, сохраняет свои позиции только в узких кругах и существует под лозунгом «искусство для искусства».
Массовая культура как социальный феномен долго не представляла интереса в научном мире. В отечественной и зарубежной науке все исследования массовой культуры можно тематически разделить на три группы:
Из такого многообразия направлений исследования массовой культуры можно заключить, что данный феномен имеет сложную многогранную структуру, и его возникновение сопряжено с различными факторами внутреннего и внешнего характера, которые в своей совокупности послужили стимулом для становления и развития такого явления современного культурного мира. Опасность здесь кроется не в самом феномене массовости, а в тотальном вовлечении и всеохватности массовой культуры, где далеко не последнюю роль играют процессы глобализации.