На современном этапе развития общества такое явление как массовая культура набирает все больше популярности.
Исследователи изучают данный культурный феномен с различных сторон, но единого мнения об этом явлении так и не было сформировано.
Чтобы дать более объективную оценку данному культурному феномену современности, необходимо подробно остановится на вопросах возникновения массовой культуры и ее исторической перспективы.
Существует убеждение в том, что массовая культура – это культура Запада, точнее США, возникшая в XX веке и стремительно распространившаяся по миру, подчиняя себе культуры, в том числе не западного мира, и становясь наднациональной культурой. В этом убеждении существует несколько неточностей.
Дело в том, что массовая культура существовала всегда и в каждой национальной культуре. Каждая культура имеет в себе потенциал к развитию массовой культуры, но только эта культура будет отвечать требованиям и потребностям общества, которое ее сформировало.
Конечно, те или иные влияния могут рассматриваться в качестве доминанты ее формирования, но не более того.
Массовая культура существовала всегда и у всех народов, только проявляла себя по-разному в зависимости от конкретной культурной эпохи. Но массовой культуре присуще и внеисторические черты, среди которых следует назвать интересность, доступность, простоту, универсальность жанра, удовольствие, развлечение. Поэтому произведения массовой культуры пользуются спросом как у низов общества, так и у интеллигенции, при этом их оценка может быть очень различной.
По мнению исследователей, массовая культура возникла из народной культуры, связь с которой всегда поддерживала. Но в процессе культурного развития эта связь все больше ослабевает. Сейчас уже невозможно проследить прямой связи с этническими корнями народа.
Связь массовой культуры с архаикой, мифологией приобретает циклический характер, в результате утраты текстуальной связи между ними, но продолжают существовать структурно-функциональные связи с древними компонентами культуры.
В современных продуктах массовой культуры они могут составлять структуру сюжета, использоваться в качестве фабул и мотивов произведений: в беллетристике, телесериалах, комиксах и т.д. Поэтому в этой связи важно заметить, что каждое проявление массовой культуры несет в себе этнонациональные специфические черты, что и обеспечивает массовой культуре узнаваемость и востребованность.
Но этнонациональная специфика сохраняется и в чужих культура в качеств некоего экзотического феномена, цель которого заключается не столько в познавательном, сколько в развлекательном. Вместе с тем, этнонациональные особенности массовой культуры имеют ряд общих свойств, которые возникают в результате общности социокультурных и исторических условий, что формирует их универсальность.
В каждую историческую эпоху массовая культура отражает не только специфические национальные черты, но и универсальные, свойственные всем культурам этого промежутка времени. И соотношение в каждой национальной массовой культуре проявлений национальных и наднациональных составляющих различное. И именно превалирование того или иного компонента в массовой культуре является определяющим фактором ее распространенности и масштабности.
Для каждой исторической эпохи характерны свои ценности, идеалы, предпочтения. В связи с чем границы, существующие между элитарной, народной и массовой культурами, постоянно размываются. Одни ценности теряют свой высокий статус и предаются забвению или служат для более востребованных целей, другие поднимаются до элитарных, обретая актуальность. В этом процессе главным стимулом, обеспечивающим динамику культуры, выступает массовая культура, которая определяет «сверхценности».
Массовая культура, по преимуществу, проявляется в художественном искусстве, но также затрагивает и другие сферы культуры: религию, философию, менее всего массовая культура охватывает науку и технику. Массовая культура повергает все новшества в сенсации, в результате чего может происходить их дискредитация, распространение лженаучного знания.
Но, что касается текстов художественной литературы, то к массовой культуре как области текстов для «всех» обращаются буквально все деятели культуры. Это зависит от целей и задач конкретного произведения и его предназначения для узкой или более широкой аудитории, а в идеале для всех носителей культуры без каких-либо ограничений.
Художественные произведения классической литературы отличаются текстовой многословностью, в которых на поверхности лежат общедоступные, понятные всем без исключения смыслы. Но при более детальном анализе таких текстов выявляются и другие грани произведения, которые соприкасаются со всеми актуальными социокультурными компонентами.
В XX веке приобретают популярность усечение классических текстов и их миллионное тиражирование, таким образом, превращая их в тексты массовой культуры.
Произведения массовой культуры не обладают глубоким смысловым содержанием, не имеют связей с традиционной, народной культурами, характеризуются однозначностью своего содержания, поэтому могут рассчитывать только на кратковременный успех, после которого будут безвозвратно забыты. Здесь следует отметить, что российская массовая культура ничем не отличается от мировой в своих общих универсальных характеристиках.
Таким образом, культура во все времена и во всех этносах представляет собой сложный многомерный феномен, который имеет внутреннюю структуру и дифференциацию. В этом смысле массовая культура существует в постоянном диалоге с другими социокультурными компонентами, актуальными для определенной эпохи, при этом берет на себя функцию стимулятора культурно-исторического развития, оказывая влияние и одновременно испытывая на себе их мощное воздействие.