Индустрия детства и массовая культура


Индустрия детства и массовая культура

Массовая культура и средства массовой информации: положительное и отрицательное

Российское общество XXI века представляет собой сложный техногенный феномен. Жизнь современного человека вне зависимости от его гендерных и возрастных характеристик полностью подчинена различным техническим средствам, начиная от бытовых приборов, которыми в изобилии оснащено жилище современного человека, до личных технических средств, служащих основными средствами коммуникации и информатизации.

Массовая культура в силу своей всепроникающей и всеохватывающей сущности для своих целей активной использует средства массовой информации. Такое явление имеет как положительные, так и негативные черты.

С одной стороны, СМИ, технические средства коммуникативного характера позволяют человеку безболезненно пройти процесс социализации, приобщиться к культуре, беспрепятственно удовлетворять свои культурные потребности: знакомиться с достоянием родной культуры, с мировыми культурными шедеврами, изучать чужие культуры, знакомиться с людьми других национальностей, учиться понимать и принимать существующие отличия в культурах.

С развитием технических средств общения, сети Интернет стало возможно получение образования в различных уголках всего мира, что в целом упростило задачу получения образования населением.

Но при более детальном анализе влияния СМИ, технических средств коммуникации, возникает и другая сторона данного явления, не такая радужно позитивная. Она требует специального анализа и соответствующих выводов.

Замечание 1

Так, по оценкам специалистов, существует достаточное уверенное предположение, что СМИ – это ангажированные ресурсы правящих классов общества (допускается возможность вмешательства общества с другой культурой), с помощью которых формируется нужная идеологическая система граждан, продвигаются субъективно важные идеи, под их непосредственным влиянием складывается нужная мировоззренческая картина мира людей, сознание которых зомбируется, а личность лишается какой-либо возможности к каким бы то ни было активным творческим действиям.

Наиболее значительно эта угроза нависает над неокрепшим сознанием подрастающего поколения. Если взрослый человек и в силу своего жизненного опыта, образования и культурного развития хоть как-то может противостоять негативным воздействиям массмедиа, то детская психика полностью лишена такой возможности. Через телевидение, радио, глобальную сеть Интернет на детское сознание постоянно воздействуют манипуляторы, навязывая свои интересы, выгодные им потребности.

В этой связи был разработан ряд мер по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред здоровью, нравственному и духовному развитию. Но пока эти законы остаются только на бумаге и не имеют той эффективности, которая необходима в современной ситуации.

Воздействие массмедиа на детскую психику

Если подробнее рассмотреть индустрию детства, то можно увидеть, что манипуляция сознанием происходит посредством СМИ, Интернета через мультфильмы, рекламу, компьютерные игры, социальные сети.

Воздействие СМИ на сознание ребенка может осуществляться посредством многих приемов. Рассмотрим самые основные.

  • Подмена образов. Современные мультфильмы для детей западного образца отличаются интенсивной красочностью образов, граничащей с ядовитостью, что позволяет создателям держать внимание ребенка безотрывно, не предоставляя возможности для каких-либо самостоятельных размышлений, для формирования своего собственного мнения.
  • Однотипность героев, что формирует некий эстетический стереотип, не имеющий никакого внутреннего содержания, а лишь яркую обертку внешности. Это формирует у девочек потребность соответствовать данному образцу, а у мальчиков формирует неправильные представления о критериях выбора подруги. Тем самым, такое навязывание идеалов приводит к появлению комплексов неполноценности, развивает неуверенность в себе и имеет прочие негативные последствия.
  • Транслируемые нормы межличностных отношений, образцы поведения героев мультфильмов массовой западной культуры разрушают образ женщины как хранительницы очага, матери и жены, который является основой русской православной культуры. Вместо этого в сознание детей впихиваются оппозиции, построенные на контрастах, когда показывают девушку, без детей добрую и красивую, и тут же представляют мать с детьми злую, некрасивую, вечно раздраженную. При этом образ матери выступает на первый план, а на заднем плане – образ красавицы. Таким образом в подсознании уже формируется решение, которое основано на безапелляционных выводах ребенка, что если ты хочешь быть красивой, всегда молодой, то рожать детей не в коем случае нельзя.

Такой замаскированный подтекст свойственен для многих мультфильмов западного образца.

Замечание 2

Подводя итоги сказанному, хотелось бы отметить, что, если мы хотим вырастить достойное поколение людей, которое после нас сможет взять на себя ответственность за благополучное будущее России, необходимо каждому включаться в воспитание подрастающего поколения, жестко фильтровать поступающую из вне информацию, самим подбирать тот контент, который будет благоприятно воздействовать на неокрепшую психику ребенка, будет способствовать формированию исконно русских ценностей.

Естественно, что проблема детства и массовой культуры вышла уже за пределы узкой локальности и все больше приобретает глобальные масштабы.

Поэтому здесь необходимы слаженные действия по решению данной проблемы на всех уровня государственной власти, начиная от самых высоких, что, как нам представляется, может быть выражено в особой государственной политике, и заканчивая всевозможными государственными институтами регионального значения, где все нововведения будут беспрекословно исполняться.

Только при слаженном взаимодействии институтов государственной власти, института семьи возможно преодолеть надвигающийся культурный кризис, влекущий за собой деградацию молодого поколения.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :