Массовая культура – это не какое-либо локальное явление с конкретными национальными характеристиками, это феномен мирового масштаба, который одновременно существует в культурах всего мира. Здесь следует сказать о том, что наиболее интенсивно и ярко массовая культура выражена в странах Запада и Америки, от части России, в меньшей степени массовизации подвержены культуры Востока, имеющие в своей основе ориентацию на традиции.
Впервые массовая культура явилась предметом исследования в работах испанского философа Х. Ортега-и-Гассета. Ученый сделал подробный анализ феномена толпы и пришел к заключению, что человек-массы отличает наличие двух существенных черт: постоянный рост потребностей и врожденная неблагодарность ко всему, что сумело облегчить ему жизнь. Индивидуальностей становится все меньше и меньше, частное вытесняется общим.
В своих работах ученых проводит любопытные параллели, отмечая, что подобные процессы уже имели место в мировой истории. Так, философ приводит в пример историю Римской империи, где причины ее гибели заключались в восстании господстве масс. Меньшинство, индивидуальности были свергнуты, а толпа заняла их место. Ученый замечает похожие движения масс, которые переполняли общественные места, огромные строительные масштабы – все это в точности повторяет сегодняшнее время.
Своей всеохватностью и всепроникающим характером массовая культура обязана, в первую очередь, художественной литературе и средствам массовой информации, куда входят радио, телевидение, кино, газеты и журналы.
Вместе с тем, ученые отмечают тотальное распространение массовой культуры посредством увеличения технических мощностей коммуникативного плана, куда можно отнести все мобильные средства передвижения: самолеты, поезда, автомобили, водный транспорт – все то, что позволяет человеку преодолевать большие расстояние за максимально короткое время.
И если в начале XX века такие поездки могли себе позволить только состоятельные слои общества, то к концу XX века это стало массовым явлением и оформилось в процветающую отрасль культуры, такую как массовый туризм.
Все это способствовало расширению научных и культурных границ, что естественным образом отразилось и на формах, традициях, обычаях традиционных культур, которые формировались веками и имели ряд отличительных особенностей, что определяло их неповторимое лицо на культурной карте мира. Сейчас же в силу приведенных факторов эти различия все больше нивелируют под воздействием интенсивной массовизации.
На тесное взаимодействие СМИ и массовой культуры впервые указал американский исследователь Г. Шиллер, который сделал утверждение о том, что все средства массовой информации оказывают сильнейшее воздействие на создание граждан, а в своей совокупности представляют собой мощнейшее оружие, имеющее грандиозные масштабы влияния и служащие для зомбирования создания людей, что приводит к снижению творческой активности личности, угнетению каких-либо интенций творческого характера.
Массмедиа различными способами и формами добиваются пассивности граждан, что обеспечивает стабильность общества. Наиболее действенным средством в этом отношении выступает телевидение. Но до телевидения существовали другие способы вовлечения граждан в пассивное, инертное состояние: радио, киноиндустрия, различные массовые шоу и зрелищные спортивные состязания.
Еще один американский исследователь массовой культуры Г. Оверстрит выявил главную цель новых общественных институтов, которую видел в завладении вниманием все большего количества людей с целью получения все большей прибыли.
Но все же главным средством распространения стереотипов массовой культуры является телевидение, которое постоянно становится предметом исследования ученых гуманитарного научного цикла.
Канадский ученый М. Маклюэн утверждал, что телевидение, как и другие средства СМИ, ориентировано на иррациональное начало в человеке, на чувственное восприятие, в то время как рациональное «одурманивается», притупляется и в итоге человек теряет способность к критическому личностному мышлению.
Телевидение меняет все мировоззрение человека, личностное начало человека нивелирует под натиском массовизации. Человек из индивидуальности превращается в «человекоподобное никто». В этой связи огромную роль играет реклама как одна из главных составляющих всех СМИ.
Реклама представляет собой не личностное отражение действительности, а корпоративное, массовое представление о ней. В итоге привычная культурная среда трансформируется до неузнаваемости, что отражается в ставших взаимозаменяемыми понятиями – культура и бизнес.
Продукты массовой культуры отличаются доступностью и легкостью восприятия, не обременены глубокими смыслами и легко тиражируются. Посредством массовой культуры происходит упрощение культуры, сведение ее к каким-либо общим стандартам и формам.
Есть еще одна значимая особенность массовой культуры. В то время, когда массовая культура заявила о своем значительном росте и стремительно увеличивала масштабы своего распространения, она взяла на себя главную роль в формировании политического сознания людей, посредством своего манипулятивного воздействия. И сейчас массовая культура стоит в одном ряду с такими мощностями государства как армия, экономико-политические силы.
Таким образом, можно сказать, что массовая культура становится сегодня уже не только средством распространения тех или иных образцов элитарной культуры, но и проводником каких-то конкретных идей, выступая при этом реальным оружием в острейшей политической борьбе на мировой арене, которая никогда не прекращалась, а с усилением глобализации становится еще более ожесточенной. И даже в среде специалистов массовая культура нередко оценивается как сугубо негативное явление, нивелирующее специфику, уникальность и своеобразие традиционных, самобытных культур, а то и вовсе заменяющее собою их фундаментальные основы и национальную принадлежность.