Взаимосвязь средств массовой информации и массовой культуры


Взаимосвязь средств массовой информации и массовой культуры

Предпосылки становления и развития массовой культуры

Замечание 1

Массовая культура – это не какое-либо локальное явление с конкретными национальными характеристиками, это феномен мирового масштаба, который одновременно существует в культурах всего мира. Здесь следует сказать о том, что наиболее интенсивно и ярко массовая культура выражена в странах Запада и Америки, от части России, в меньшей степени массовизации подвержены культуры Востока, имеющие в своей основе ориентацию на традиции.

Впервые массовая культура явилась предметом исследования в работах испанского философа Х. Ортега-и-Гассета. Ученый сделал подробный анализ феномена толпы и пришел к заключению, что человек-массы отличает наличие двух существенных черт: постоянный рост потребностей и врожденная неблагодарность ко всему, что сумело облегчить ему жизнь. Индивидуальностей становится все меньше и меньше, частное вытесняется общим.

В своих работах ученых проводит любопытные параллели, отмечая, что подобные процессы уже имели место в мировой истории. Так, философ приводит в пример историю Римской империи, где причины ее гибели заключались в восстании господстве масс. Меньшинство, индивидуальности были свергнуты, а толпа заняла их место. Ученый замечает похожие движения масс, которые переполняли общественные места, огромные строительные масштабы – все это в точности повторяет сегодняшнее время.

Своей всеохватностью и всепроникающим характером массовая культура обязана, в первую очередь, художественной литературе и средствам массовой информации, куда входят радио, телевидение, кино, газеты и журналы.

Замечание 2

Вместе с тем, ученые отмечают тотальное распространение массовой культуры посредством увеличения технических мощностей коммуникативного плана, куда можно отнести все мобильные средства передвижения: самолеты, поезда, автомобили, водный транспорт – все то, что позволяет человеку преодолевать большие расстояние за максимально короткое время.

И если в начале XX века такие поездки могли себе позволить только состоятельные слои общества, то к концу XX века это стало массовым явлением и оформилось в процветающую отрасль культуры, такую как массовый туризм.

Все это способствовало расширению научных и культурных границ, что естественным образом отразилось и на формах, традициях, обычаях традиционных культур, которые формировались веками и имели ряд отличительных особенностей, что определяло их неповторимое лицо на культурной карте мира. Сейчас же в силу приведенных факторов эти различия все больше нивелируют под воздействием интенсивной массовизации.

Связь СМИ и массовой культуры

На тесное взаимодействие СМИ и массовой культуры впервые указал американский исследователь Г. Шиллер, который сделал утверждение о том, что все средства массовой информации оказывают сильнейшее воздействие на создание граждан, а в своей совокупности представляют собой мощнейшее оружие, имеющее грандиозные масштабы влияния и служащие для зомбирования создания людей, что приводит к снижению творческой активности личности, угнетению каких-либо интенций творческого характера.

Массмедиа различными способами и формами добиваются пассивности граждан, что обеспечивает стабильность общества. Наиболее действенным средством в этом отношении выступает телевидение. Но до телевидения существовали другие способы вовлечения граждан в пассивное, инертное состояние: радио, киноиндустрия, различные массовые шоу и зрелищные спортивные состязания.

Еще один американский исследователь массовой культуры Г. Оверстрит выявил главную цель новых общественных институтов, которую видел в завладении вниманием все большего количества людей с целью получения все большей прибыли.

Но все же главным средством распространения стереотипов массовой культуры является телевидение, которое постоянно становится предметом исследования ученых гуманитарного научного цикла.

Замечание 3

Канадский ученый М. Маклюэн утверждал, что телевидение, как и другие средства СМИ, ориентировано на иррациональное начало в человеке, на чувственное восприятие, в то время как рациональное «одурманивается», притупляется и в итоге человек теряет способность к критическому личностному мышлению.

Телевидение меняет все мировоззрение человека, личностное начало человека нивелирует под натиском массовизации. Человек из индивидуальности превращается в «человекоподобное никто». В этой связи огромную роль играет реклама как одна из главных составляющих всех СМИ.

Реклама представляет собой не личностное отражение действительности, а корпоративное, массовое представление о ней. В итоге привычная культурная среда трансформируется до неузнаваемости, что отражается в ставших взаимозаменяемыми понятиями – культура и бизнес.

Продукты массовой культуры отличаются доступностью и легкостью восприятия, не обременены глубокими смыслами и легко тиражируются. Посредством массовой культуры происходит упрощение культуры, сведение ее к каким-либо общим стандартам и формам.

Есть еще одна значимая особенность массовой культуры. В то время, когда массовая культура заявила о своем значительном росте и стремительно увеличивала масштабы своего распространения, она взяла на себя главную роль в формировании политического сознания людей, посредством своего манипулятивного воздействия. И сейчас массовая культура стоит в одном ряду с такими мощностями государства как армия, экономико-политические силы.

Замечание 4

Таким образом, можно сказать, что массовая культура становится сегодня уже не только средством распространения тех или иных образцов элитарной культуры, но и проводником каких-то конкретных идей, выступая при этом реальным оружием в острейшей политической борьбе на мировой арене, которая никогда не прекращалась, а с усилением глобализации становится еще более ожесточенной. И даже в среде специалистов массовая культура нередко оценивается как сугубо негативное явление, нивелирующее специфику, уникальность и своеобразие традиционных, самобытных культур, а то и вовсе заменяющее собою их фундаментальные основы и национальную принадлежность.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :