Элитарная, народная и массовая культура


Элитарная, народная и массовая культура

Наряду с делением культур по этническим, конфессиональным, технологическим, хозяйственным признакам, важной является дифференциация культур по их функционально-социальным признакам.

Такие явление как народная, массовая, элитарная культуры не раз становились предметом исследования различных областей научного знания.

В сопоставительном аспекте элитарная и народная культура исследуются с позиции художественно-стилевых и сословных особенностей, а массовая культура во многих исследованиях вообще трактуется как «отброс цивилизации». Но функциональные различия данных видов культур намного глубже и значительнее.

Элитарная культура

Определение 1

Элитарная культура в своей основе ориентируется на подготовленных специалистов, т.е. ее создатели – это специально образованные люди. И качество продукта здесь является главным критерием оценки их работы. Элитарную культуру часто называют креативной, так как в ее основе лежит творческий потенциал создателя, а элитарной она является для своих потребителей и заказчиков

Креативная культура – это культура качества. Благодаря креативной культуре происходит социальная дифференциация общества: люди объединяются в различные общности профессиональной деятельности. Самой высокой оценкой для таких людей служит слово «профессионал», «мастер».

Народная культура

Народная культура ориентируется на непрофессиональное производство, затрагивает все сферы деятельности:

  • материальную,
  • информационную,
  • социальную,
  • культурную.

Потребителями народной культуры выступают все люди в процессе тесных межличностных взаимоотношений. В данной культуре огромное значение имеет обычай. Реализаторами народной культуры выступают чаще крестьяне. Они выполняют все нужные работы, а главным критерием оценки их деятельности выступает следование традициям. Поэтому народную культуру еще называют традиционной.

Посредством народной, традиционной культуры происходит этническая консолидация общества. Главным объединительным условием выступает общее место проживания, что лежит в основе их идентичности. Самой важной оценкой для представителя народной культуры выступает слово «местный».

Массовая культура

Определение 2

Массовая культура – это культура массы, толпы, где масса понимается как совокупность индивидов ничем не выделяющихся из общей серой массы.

Социальная функция массовой культуры заключена в художественном, информационном, материальном потреблении. Сама массовая культура ничего не производит, она только организует процесс производства и контролирует процесс потребления. Здесь ее функции пересекаются с политическими, и она поддерживает порядок на рынках спроса и предложения. Массовая культура объединяет людей на основе какого-либо общего потребления продукта или получения удовольствия. Главным идентификатором здесь выступают номинации предметов увлечения: болельщик «Спартака», например.

Таким образом, перед нами три вида культуры, которые обеспечивают производство, обмен и потребление.

Диалог трех культур

Такая дифференциация культуры по социальным функциям существовала всегда, но существование это было строго автономно. Эти культурные явления были очень далеки друг от друга и по производителям и по потребителям.

У всех вышеперечисленных была своя обособленная система ценностей, которые не пересекались и не оказывали друг на друга никакого влияния.

  • Но, тем не менее, диалог между этими видами культур существовал и выражался, главным образом, в восприятии ценностных аспектов. Здесь главным влиятелем выступала элитарная культура.
  • Но народная культура также оказывала влияние на элитарную, являясь ее незримым творческим потенциалом.
  • Массовая же культура находилась на социальной периферии и не могла выступать в качестве какого-либо источника влияния.

Процессы урбанизации, достижения в научно-технической сфере привели к размыванию социальной основы народной культуры. Тысячи людей сменили деревню на город, в результате чего изменилась и культура. На смену народной традиционной культуре стала формироваться массовая культура, в основе которой уже не было древних этнических традиций, а лишь общая потребительская основа. При этом массовая культура отлично справляется со своей стабилизирующей функцией, но не более того. Проблема здесь лежит еще и в несколько иной плоскости.

Замечание 1

Успешность массовой культуры в стабилизирующих функциях, ее универсальность способствовали стремительному ее распространению и всепоглощению. Сегодня массовая культура практически полностью вытеснила все другие культуры из социальной практики.

Элитарная культура замыкается на своей профессиональной среде. Элементы народной и элитарной культуры становятся не востребованы, не актуальны и соответственно постепенно исчезают.

Таким образом, время совместного существования элитарной, народной и массовой культур закончилось. Человечество вступило в фазу социокультурных трансформаций, что, прежде всего, относится к обществам индустриальной и постиндустриальной стадии развития.

Рассматривая культурную ситуацию в целом, можно наблюдать, что сегодня центральное место отводится массовой культуре, которая уверенно занимает лидирующие позиции в роли универсальной культуры, регулирующей бытовое устройство и досуг всех слоев общества.

Замечание 2

Такая популяризация массовой культуры обусловлена рядом ее особенностей, в числе которых можно назвать пластичность, удобство и простоту. Таким образом, массовая культура не имеет конкурентов на рынке потребления и развлечения.

Элитарная культура оказывается сосредоточенной в узкой профессиональной сфере и ориентируется строго на эксклюзивное потребление. Элитарная культура выполняет функцию поставки новых идей, способов и форм постижения действительности, она становится генератором новых смыслов и знаний. Все остальные сегменты элитарной культуры становятся неактуальными и отмирают.

Весьма туманно представляется перспектива развития народной культуры. Она уже практически изживает себя, утратив как художественный потенциал, так и уровень бытовой практики.

Крестьянство как социальная база народной культуры постепенно сокращается, в связи с чем народная культура размывается, утрачивается ее основа, она стремительно нивелирует, превращаясь в исторический реликт, в символическую культуру.

А что касается ее социальной роли, то, возможно, по оценкам специалистов, она станет своего рода культурной резервацией для людей, незадействованных в прогрессе.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :