Формирование языка культуры


Формирование языка культуры

Семиотический аспект понимания культуры

Замечание 1

В рамках семиотического подхода культура понимается как социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств. Другими словами, культура - система коммуникации, а явления культуры рассматриваются как система знаков.

Культура отражается в знаках и символах. Знак представляет собой некий материальный заменитель предмета, события или явления, функция которого заключается в хранении, переработке и трансляции знаний, информации, опыта. Знак наделяется ограниченными функциями. Посредством знака человек может осуществлять информационный обмен, подвергать информацию различного рода обработке.

Наука, занимающаяся изучением знаков, называется семиотикой.

С семиотической точки зрения культуру можно представить посредством следующих интенций:

  • Культура – совокупность артефактов. Артефактом считается любое культурное явление, созданное человеком (предметы, идеи, мысли, способ и средства действий).
  • Культура – мир смыслов.
  • Культура – это совокупность информации о свойствах объекта.
  • Культура – совокупность ценностей.
  • Культура – совокупность стереотипов, выработанных в процессе развития, обществом.
  • Культура - это мир знаков - предметов, выступающих в качестве носителей информации о других предметах и используемых для ее хранения, приобретения, переработки и трансляции.

Знаки и символы окружают человека постоянно. Они регламентируют его поведение, определяют рамки взаимодействия с окружающим миром, с обществом. Знаки и символы содержат в себе большой объем информации, что приравнивает их к тексту. Текст в этом случае выступает как некое явление искусственного образования, т.е. любые знаковые системы. Здесь можно назвать не только текст, созданный вербальными знаками, но и, например, картина, икона также будут являться текстом. Преодолевая естественный план выражения, культура выполняет свои функции посредством других знаковых систем, которые в совокупности представляют язык культуры.

Возникновение символа

Возникновение символа как такового связывается с процессом культурного и исторического развития. На первоначальный смысл накладываются новые и новые смыслы, оттенки значений. В результате каждый символ имеет собственную историю развития. Поэтому смысл символа не лежит на поверхности, он спрятан в глубинах истории, и чтобы его постичь, необходимо знать жизнь символа в культуре.

В XIX веке в искусстве сложилось отдельное направление, которое использовало различную систему символов для художественного изображения действительности, идей, интуитивных знаний, чувств. Это направление получила название символизм. Оно оказало огромное влияние на развитие культуры. К XX веку символ играл одну из важных ролей в искусстве. В настоящее время большинство знаков имеют символическую основу и могут трактоваться двояко.

Концепция символа

По концепции известного культуролога Ю.М. Лотмана символ имеет двойственное существование - как знак и как накопитель культурной памяти. Символ применяется в искусстве как художественный иносказательный образ. Посредством символа осуществляется образное освоение действительности. Символические образы несут в себе скрытые смыслы, которые не поддаются прямолинейному дешифрованию. В процессе расшифровки символов участвует не только рациональная составляющая, но и эмоциональный чувственный опыт. Символ выражает не только линейное значение, выступая прообразом изображаемого, но и содержит в себе глубокий сакральный смысл, который лежит в основе мироздания, бытия. Так, например, символом не будет являться математические и химические знаки, а вот крест, пентаграмма несут в себе большой культурно-смысловой объем и принадлежат к дописьменной эпохе, выполнят функции текста и служат основой любой культуры.

Таким образом, символ развивается вместе с обществом, сохраняя смыслы каждой эпохи. Символ выступает как хранитель культурной информации. По Лотману символ является некой точкой взаимодействия ушедшего с настоящим, реального и нереального. Символы – это языки культуры, которые характеризуются разветвленной семантической структурой, вбирающей в себя различные напластования смыслов во все века.

Символу присущи следующие характерные черты, которые говорят о его архаичной природе:

  1. Символ хранит огромный объем информации в свернутом виде.
  2. Символ, вступая в синтагматические отношения, имеет признаки текста (законченность, самостоятельность).
  3. Символ вбирает в себя вертикальный срез развития, и не относится ни к какому периоду.

Символ отличается своей двойственной природой. Символ имеет огромный потенциал, который невозможно реализовать в едином контексте его употребления. Поэтому символ проявляет себя в соответствии с контекстом, в результате трансформирует его. Лотман замечает, что простые символы оказываются более емкими, нежели сложные символы. И именно совокупность простых символов составляет символическую основу культуры.

Смысловое развитие символа

Замечание 2

Символ в процессе своего развития теряет смыслы и накапливает их. Накопление смыслов осуществляется посредством их включения в традицию, а также в результате влияния чужих культур.

Смыслы имеют многоуровневую структуру, где выделяются следующие уровни:

  1. Поверхностный уровень, который характеризуется линейностью, возможностью адекватного вербального его выражения, понятый и принятый общественным сознанием.
  2. Глубинный уровень, который характеризуется непроявленностью своего содержания. Только при глубоком анализе возможно «докопаться» до самого смыслового дна, где обозначаются связи человека с основами всемирного бытия.
Замечание 3

Между этими двумя уровнями лежат другие горизонтальные плоскости смысла, в которых кроется специфичность национальной культуры.

Таким образом, культурно значимая информация накапливается в семантическом поле языка культуры и выражается посредством текста, символа. Для извлечения заложенных внутри смыслов необходимо дешифровать культурный текст, выявить и интерпретировать его ценность, заложенную в глубинах сознания и культуры. Наиболее ярко и функционально символы проявляют себя в религии, искусстве, мифах. Они представляют собой своеобразный способ передачи информации из поколения в поколение. Символы незаменимы в культуре, так как могут хранить и транслировать огромные потоки информации.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :