Проблема культуры человека


Проблема культуры человека

Взаимодействие культуры и человека не раз становилось объектом научных исследований различных областей знания, включая культурологию. Неразрывная связь личности и культуры не вызывает сомнений. Человек воздействует на культуру, находя новые формы, создает и изменяет ее. Культура же является основой становления того или иного типа личности.

Сущность инкультурации и социализации

Социализация и инкультурация – процессы, участвующие в становлении человека. Так, в культурологической науке понятие социализация понимается как процесс приобщения к тому социокультурному миру, в котором осуществляется жизнедеятельность человека. Сюда относятся фундаментальные характеристики. Данный процесс осуществляется через усвоение социальных норм, установок, ценностей, религии, традиций и другое. Так же под социализацией принято понимать

Определение 1

« результат и целенаправленное формирование личности посредством воспитания и формального обучения и стихийного воздействия на личность жизненных обстоятельств».

Понятие инкультурация понимается в науке как процесс вхождения в культуру, его постепенное усвоение культурных норм, характерных для определенного периода и определенного типа культуры.

Данные культурные процессы не прекращаются, они проходят параллельно с основной деятельностью человека. Постепенно человек усваивает все имеющиеся формы этнической культуры, формируется его этническая картина мира, в которой общество, культура и весь окружающий мир мыслятся единственно возможными. Человек полностью себя с ними отождествляет или идентифицирует.

Идентификация личности

Термин «идентичность» получил широкое распространение в науке. В культурологии под идентичностью понимают осознание человеком себя частью определенного социокультурного мира, что позволяет ему найти свое место в этом мире и свободно ориентироваться.

Замечание 1

Человеку необходима упорядоченность в жизни, которая образуется посредством усвоения норм, правил и принципов культуры того общества, где осуществляется жизнедеятельность личности. Активность человека осуществляется в различных жизненных сферах, что формирует различные типы идентичности. Так, выделяют политическую, этническую, профессиональную, религиозную, гражданскую, профессиональную, культурную идентичности.

Рассмотрим подробнее тип культурной идентичности.

Определение 2

В культурологии под культурной идентичностью понимают процесс формирования ценностного отношения к себе, к другим людям, миру посредством приндлежности личности к какой-то определенной культуре или группе.

Культурная идентичность выполняет функцию формирования устойчивых качеств личности, на основе которых у человека складывается эмоциональная сфера, когда явления социального, культурного плана вызывают определенный вид эмоций, руководствуясь которыми, человек выбирает тот или иной тип поведения, манеру общения и т.д.

Замечание 2

В структуре культурной идентичности важное место занимает самосознание личности, которое зависит не только от индивидуальных характеристик, но изначально и от культурной основы человека. Человек воспринимает специфические особенности своей культуры как данность. Но когда человек знакомится с другими культурными мирами путем сопоставления и противопоставления, он начинает осознавать свою культурную идентичность, трансформируя в своем сознании устойчивые стереотипы мышления, установки, идеи. Таким образом происходит формирование личной идентичности, которая складывается из совокупности представлений человека о своем месте в этом мире, о своей роли, способностях, деловых качествах.

Но культурная идентичность не только консолидирует общество, людей, но и изолирует их. Это связано с тем, что каждый человек не похож ни на кого другого, каждый человек индивидуален в силу принадлежности человека к различным комплексам социальных, культурных групп, неповторимости и уникальности жизненного опыта, что формирует различия в отношении к окружающему миру. В связи с этим при взаимодействии человека с окружающим социокультурным миром могут возникать конфликты. Здесь на сознательно-бессознательном уровне мышления формируется понятие чужой, которое в культурологии приобретает очень сложную семантическую структуру, в связи с чем не имеет четкой научной формулировки.

На уровне обыденного сознания данный термин имеет несколько семантических полей:

  1. Иностранный, не относящийся к родной культуре.
  2. Необычный, странный, стоящий в оппозиции с известным и обычным.
  3. Неизвестный, недоступный для познания.
  4. Угрожающий жизни.

Понятие чужой заключает в себе круг явлений окружающего мира, связанный с незнакомым, неизведанным, непривычным, со всем тем, что вызывает какие-либо опасения, настороженность. Противоположностью данному понятию выступает понятие «свой», подразумевающее привычность окружающего мира.

Таким образом, в основе культурной идентичности лежит разделение представителей культур на своих и чужих, что определяет, формирует четкое осознание своего и чужого. Отсутствие такого противопоставления влечет несформированность у человека собственной идентичности. Данный процесс свойственен формированию не только культурной идентичности, но и каждому другому виду идентичности.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :