Концепции типологии культур


Концепции типологии культур

В настоящее время в науке существует множество концепций, которые отражают современные подходы к исследованию такого сложного феномена как культура. Выделим, на наш взгляд, самые значительные.

Концепция Г. Маклюэна

Канадский культуролог Герберт Маклюэн (1911–1980) положил в основу своей типологии культур средства общения. Средства общения, свойственные обществу в тот или иной период его развития, определяют мышление человека, виды его хозяйственной деятельности, образ жизни. Основываясь на данной идее, Маклюэн выделяет три типа культур:

  • дописьменные,
  • письменные,
  • экранные.

В дописьменных обществах люди передавали информацию посредством устной речи. В данный период развития человек не отделяет себя от общества, его мышление мифологизировано. Опыт и знания заключены во всевозможных гаданиях, ритуалах, пророчествах. Подобные культурные феномены выступают как целостные практико-коммуникативные единства, являющиеся формой социальной памяти. В дописьменном обществе основную функцию общения берет на себя язык, а также практическая деятельность. Поэтому большую роль в данном обществе играют предметы и вещи, которые способствуют удержанию в памяти важных событий, фактов, приобретенного опыта. Так, например, древний человек хорошо ориентировался в приметах, что помогало осуществлять ему сельскохозяйственную деятельность, ориентироваться во времени и пространстве.

Замечание 1

Таким образом, язык как основное средство общения позволил людям осуществлять совместную трудовую деятельность, а также стал основой формирования духовной сферы культуры.

Письменное общество начинает существовать на территории Востока около IV тыс. до н. э. и образует первые письменные культуры шумеров, древних египтян.

Основой данного типа культуры является письмо как средство общения, хранения и передачи информации. Письмо как средство общения людей опиралось на различные техники, характерные тем или иным национальным языкам, на различные культурные традиции. Оно существенным образом изменяло культуру, способствуя развитию и распространению научного знания, возникновению и расширению иерархических социальных системных связей и отношений, формированию национальной государственности. Письменность становится более эффективной формой сохранения и распространения коллективного опыта.

С появлением книгопечатания постепенно формируется новое миросозерцание, в основе которого появляется линейная перспектива. От слуха и осязания человечество перешло визуальным образам мира. Закрепляется доминирующее положение рационализма, научное знание все больше распространяется среди людей, развивается техника, промышленность.

Следующим этапом развития общества Маклюэн называет формирование экранной или информационной культуры. С возникновением современных средств массовой коммуникации рождается новый тип общества, существующий в условиях доминирования всевозможных технических гаджетов. Современной экранной культуре присущи черты устной традиции первобытного общества, опорой которой в общении с людьми служили осязание и слух. Разительное отличие экранной культуры от культуры прошлого состоит в наличии глобальной коммуникативной сети, благодаря которой человеку открыты многочисленные источники информации, откуда он может черпать знания, экономя время и энергию.

Замечание 2

Глобальные коммуникативные сети стерли пространственные и временные границы общения, выведя коммуникативный процесс на новый качественный уровень, главной отличительной чертой которого является формирование единого мирового культурного пространства.

Концепция традиционных и модернизированных культур

Концепция традиционных и модернизированных культур основана на характеристике культур посредством их отношения к традиционным устоям общества. Но основе данного признака выделяют традиционные и модернизированные типы культур. Главной характеристикой традиционных типов культур выступает изолированность. Все, что появляется новое в обществе, не свое, не соответствующее опыту прошлого, воспринимается как чужое, враждебное. Межличностное общение в таких обществах строится на уважении, честности, справедливости, что работает только внутри данного общества, на «чужих» данные принципы не распространяются. Это становится особенно заметно у народов с невысоким уровнем развития, например, у африканских племен.

В традиционных культурах слабо развито личностное начало в силу ориентации культуры, в первую очередь, на интересы общества. Основа морали заключена в понятии стыда, а не вины, т.е. человек традиционного общества в своих действиях ориентируется на общественное мнение, а не на свои внутренние убеждения и внутреннюю правоту.

Традиционные культуры направлены на сохранение традиций, что обеспечивает регулятивные функции и ограничивает частично или полностью какие-либо новшества, что формирует консервативные устои бытия и ограничивает пользование членами общества благами земной жизни. Личностные заслуги нивелируются под влиянием убеждений о необходимости равномерно-справедливого распределения средств каждому члену общества. Соответственно в культурах данного типа отсутствует мотивация для увеличения производственных объемов.

Положение человека в обществе зависит от объективных факторов, которые человек изменить не в силах. Такое положение вещей порождает негативные явления в обществе, проявляющиеся в раболепии, преклонении перед вышестоящими на социальной лестнице людьми и презрение к нижестоящим.

Модернизированный тип культуры

Данный тип культуры начал формироваться в XVI веке, а в наше время достиг вершины своего развития. Данный тип культуры характеризует современный этап развития европейского общества. Модернизированная культура отвергает какие бы то ни было традиции, и ориентируется на постоянный непрекращающийся процесс обновления. Она не может позволить себе возврат к прошлому. Это будет мешать ей нормально развиваться. Основываясь на капиталистическом способе производства и на новейших достижениях технического прогресса, модернизированная культура формирует ценности в сфере личной эффективности, ориентируясь на достижение успеха, обретение статуса.

Апогей развития модернизированной культуры заключен в формировании демократичного общества, где главной ценностью выступает признание и соблюдение гражданских, политических и имущественных прав человека.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :