Типология Г. Маклюэна


Типология Г. Маклюэна

Из современных подходов к вопросу типологии культур интерес представляет учение, предложенное известным канадским культурологом и социологом Гербертом Маклюэном (1911–1980). Его идеи основываются на положении о том, что средоточием культурных ценностей являются средства человеческого общения, формирующие сознание людей и их стиль жизни. Смена способов и средств коммуникаций полностью меняет взгляд человека на формы интеллектуальной деятельности.

Культурный тип по Маклюэну

Рисунок 1. Культурный тип по Маклюэну

Замечание 1

С этой точки зрения ученым выделяются письменные (книжные), дописьменные (бесписьменные), и экранные (информационные) культуры.

Биография Маклюэна

Гнрберт Маршалл Маклюэн родился 21 июля 1911 года в небольшом городе Эдмонтон (округ провинции Альберта, Канада) в методистской семье. Его родители, Герберт Холл и Элси Холл, всю жизнь прожили на территории Канады; отец занимался продажей недвижимости, мать играла в местном театре, а также увлекалась пением в храмах. В 1928 году Маклюэн стал студентом Университета Манитобы, где изучал экономику, идеологию, психологию, астрономию, историю, а также литературу и языки (в первую очередь английский и латинский). В 1934 году он защитил докторскую по английской литературе. Уже через два года Маклюэн начал преподавательскую деятельность в Висконсинском университете, где изначально работал на должности ассистента.

В 1937 году ученый принял католичество. В Католическом Университете Сент-Луиса, где он преподавал английский и латинский языки, познакомился со своей будущей супругой, его коллегой – преподавательницей риторики и словесности Кариной Льюис. В начале 1946 года Маклюэн стал преподавать в Университете Торонто, где в 1952 году занял должность профессора. В это время он активно интересовался воздействием медиа и нано-технологии на общество.

Следует отметить, что Маклюэн не являлся учёным в привычном смысле этого слова, в академическом обществе его считали настоящим эксцентриком, ближайшие коллеги постоянно игнорировали его взгляды на типологию культур, а остальные преподаватели отговаривали студентов от посещения курсов, читаемых культурологом.

Теория типов коммуникации Маклюэна

Произведения Маклюэна характерны уникальным метафорическим стилем, в пределах которого создается своего рода аксиоматическая концепция «проб» (семантических различий) проблемы, формирующая одновременно всесторонне образно-ощутимое и стереоскопическое восприятие последней. Философ считал себя сторонником канадского исследователя экономических структур Гарольда Инниса, который видел в технологии коммуникации силу любой культуры и причину развития общества.

Замечание 2

Семантической базой философской концепции человечества является, по мнению Маклюэна, метод и тип коммуникаций, который обеспечивает системность и уникальность социальной организации, а также выступает инструментом её понимания и успешной культурной интерпретации.

Определённый вид общения (коммуникативная методика) не просто задает, но и формирует социальный мир — «галактику», обладающую собственным ареалом и чётко фиксированными границами.

В соответствии с этим, в истории становления общества Маклюэн выделяет четыре ключевых периода:

  1. Эра «племенного человека».
  2. Эра письменности.
  3. «Галактика Маркони».
  4. «Галактика Гуттенберга».

К «способам коммуникации» Маклюэн относит сразу все культурные феномены, так или иначе имеющие право выполнять коммуникативные функции: язык (речь и письмо), телевидение, печать, компьютерные системы, а также транспорт, дороги, деньги, науку, религию и многие другие. Создание новых «средств общения», информации и связи инспирирует абсолютно модернизированный «сенсорный баланс» человечества, задавая новые мироощущение универсальный стиль мышления, улучшенный образ жизни и, в конечном результате, уникальные формы социально-культурной организации.

Маклюэн осознает коммуникацию как переход чувственной способности человека к восприятию, выделяя на базе этого критерия видео- (или зрительную) и аудио- (или речевую) коммуникации что, в свою очередь, становится базой дифференциации «культур слуха» и «культур зрения».

Произведенные изменения, которые были введены печатью и письмом, заключаются в следующем:

  • однообразный холодный визуальный мир — вместо яркого эмоционально разнообразного общества;
  • формирование индивидуума, типа человека-мыслителя;
  • внедрение представления об унифицированности действующих кодов, такого метода работы, как, усреднение, расщепление и механическое повторение;
  • реализация в обществе идеи о непрерывности и линейности пространства, а также временных границ;
  • ужесточенная причинно-следственная взаимосвязь элементов концепций;
  • пассивность общества - индустриальность (возможность показать себя посредством уединения и присоединении к другой культуры уже с целью увеличения мощи, что в итоге приводит к созданию военных и коммерческих корпораций;
  • массовый рынок и доступное образование (книга — единственная, первая машина-учитель), специализация, универсальная литературность и фрагментация полученных знаний;
  • культура в виде грамотного правильного написания и синтаксиса, произношения (что отделило песню от поэзии, ораторство от прозы; теперь литературные шедевры могли быть написана, но не услышаны; слова отделились от музыки).

По мнению Маклюэна, печатное слово, которое сделало письменность базой массовых коммуникаций, предоставило каждому человеку такие права, как селекция данных, свободная интерпретация которых предоставило возможность поступать с полученной информацией по собственному усмотрению — право на индивидуальность.

Гипотеза горячих и холодных медиа Маклюэна

Согласно Маклюэну, все медиа можно разбить на две большие группы – «горячие» и «холодные».

Определение 1

«Горячее медиа» — это коммуникации, расширяющие одно чувство до определенной границы, до крайне высокого разрешения.

Высокое разрешение предполагает, что содержание посыла полностью заполнено ненужной информацией. Такие медиа блокируют или минимизируют вклад перципиента, аудитории.

Примеры горячих медиа — кино, радио, Интернет и телевидение.

Определение 2

«Холодное медиа» — предоставляют любому участнику только форму, и для своего комплексного функционирования требуют огромного личного вклада.

Например, книги непременно требуют от читателя дополнительного включения воображения и максимального внимания.

Ключевым критерием этой классификации выступает степень вовлечения потребителя данных в процесс коммуникации. Таким образом, холодные медиа — только включают, а горячие —ликвидируют. Холодные медиа представляют собой технологии живого включения, участия; горячие — разработки цивилизации, уединения, абстрагирования и пассивности. На чередовании указанных элементов и базируется развитие общества.

Маклюэн вводит также определение «перегретых медиа». Когда горячее медиа насыщаются другой системой, они видоизменяется в другие коммуникации. Мало того, последующие концепции всегда «пожирают» предыдущие. Любое новое техническое открытие содержит акт коллективного каннибализма.

В контексте данной гипотезы Маклюэн показательно интерпретирует и разбирает миф о Нарциссе. Он считает, что история о Нарциссе, прежде всего, о том, как однажды человек был фасцинирован в другом материале расширением самого себя. Такое преображение заворожило остальные чувства героя в зеркале; онемев, Нарцисс стал обычным механизмом по обеспечению действия собственного неповторимого образа. Таковым и является действие медиа. На этом примере Маклюэн выстраивает комплексную психологическую теорию современных методов коммуникаций. Согласно социологу, момент «встречи» двух рассмотренных медиа — это освобождение от оцепенения и обыденных путей, в ходе которого возможно зарождение новой формы истины.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :