Термин «культурология» впервые был предложен американским антропологом Уайтом. Он предположил, что культура должна исследоваться в рамках специальной культурологической науки, поскольку она представляет собой отдельную и независимую сферу жизни человека, что функционирует по своим собственным законам. Ученый определял культуру как мир символического взаимодействия человека с объективной реальностью. Он полагал, что культура не происходит от психических, биологических и социальных факторов, однако она программирует саму себя. Различия, которые встречаются в образе жизни народов, задает именно культурная традиция.
Например, тибетцы, которые рождены и выросли в тибетских традициях, будут общаться между собой по-тибетски, но никак не по-английски.
Культурология является относительно молодой наукой, которая формируется на стыке гуманитарного и социального знания. Науки об обществе и социальные науки ближе к естествознанию. Они опираются на точные факторы. Для них характерны методы математической и статистической обработки файлов, а также описание предмета исследования, который лишен субъективного и ценностного отношения.
Науки о человеке и гуманитарные науки исследуют неповторимые и индивидуальные явления. Поэтому тут применяются нестрогие модели и оценочные суждения.
Культурология – это междисциплинарная наука, которая интегрирует знания о культуре, что были получены гуманитарными и социальными науками. Культурология является совокупностью исследований культуры как структурной целостности.
В культурологии можно выделить множество основных теорий:
В исторической теории культурологии изучается история как смена культур. Николай Яковлевич Данилевский был русским публицистом, историком и социологом. В своей главной работе «Россия и Европа» он обосновал идею существования обособленных культурно-исторических типов, которые были основными фазами становления и развития мировой культуры. Они, подобно живым организмам, боролись с окружающей средой и друг с другом, проходя в своем развитии несколько стадий: зарождение, расцвет и гибель. Он выдвинул теорию культурно-исторических типов, которая оказала огромное влияние на западную философию, в том числе на творчество О. Шпенглера, который был немецким мыслителем.
Освальд Шпенглер – это представитель «философии жизни», теоретик культуры, историк, а также авто работы «Закат Европы». Он считался классиком цивилизованного подхода к истории. В своей теории культуры Освальд Шпенглер утверждал принцип множественности культур, а также рассматривал историю как чередование культур, каждую из которых он представлял в виде некого организма, что был спаян внутренним единством. Он считал, что каждая культура уникальная и имеет свою судьбу. Любая культура, по его мнению, - это особая форма жизни, он возникает, расцветает, растет и умирает.
Арнольд Джозеф Тойнби был английским историком, дипломатом и социологом. В своей основной работе «Постижение истории» он рассказывал теорию круговорота локальных цивилизаций, которые последовательно сменяли друг друга. Из рассматриваемых культур до нашего времени сохранились пять культур:
Прогресс человечества Арнольд Джозеф Тойнби рассматривал в духовном совершенствовании и восхождении к одной религии, которая в будущем становится общечеловеческой.
Основным критерием развития этнической теории культуры был уровень гуманизма, который достигался обществом. Главным представителем данной теории культурологии был Эммануил Кант. Ведущими элементами культуры для него были добро, истина, красота, нравственность и мораль. Он считал, что культура – это цель человеческого бытия и некий способ для того, чтобы уйти к нравственному развитию от животного состояния. Махатма Ганди подчеркнул нравственную ответственность за свои поступки и утверждал, что результат напрямую зависит от средств.
В эволюционной теории культура – это постепенное развитие духовных и культурных ценностей (от менее совершенных до более совершенных).
Эдвард Тайлор был английским этнографом. В своей работе «Первобытная культура» он изучал культуру как процесс непрерывного движения от менее совершенных форм к более совершенным. Ему также принадлежит такое понятие, как «рудимент» в культуре, что дословно означает «пережиток».
Суть социологической теории заключается в следующем: осознание сущности культуры происходит через общество. Тут рассматриваются количественные характеристики культурных процессов, а также те проявления культуры, которые значимы с социальной точки зрения.
Альфред Вебер был немецким экономистом и социологом, он выдвинул теорию по расчленению истории на три процесса, которые были взаимосвязаны, но протекли по разным законам:
Определить общей уровень культуры той или иной нации можно только при изучении ее по этим отраслям. Как считал Альфред Вебер, творцом и двигателем культуры является духовно-интеллектуальная элита.
Питирим Александрович Сорокин был русско-американским социологом и историком культуры, а также представителем социологии культуры. Он считал, что история человечества является последовательной сменой социокультурных систем, в которых периодически менялись ценности, нормы и значения. В основе социологической теории Сорокина лежит уверенность в существовании мира ценностей. Ценность тут – это фундамент и основа всей культуры. Теория социальной стратификации изучает общество как систему взаимопроникающих слоев, которые выделяются по признакам образования, уровня дохода, психологии.
Основа психоаналитической теории – это восприятие культуры как результата сублимации влечений. Культура в данной теории может подавлять природные человеческие инстинкты и быть источником агрессии человека.
Зигмунд Фрейд является одним из главных основателей психологической или натуралистической школы, он был врачом-психиатром, психологом и невропатологом, а также основоположником психоанализа.
Фрейдизм – это научное направление, которое стремится применить концепции психологии для того, чтобы объяснить явления культуры, творческие процессы и развитие общества в целом.
По Фрейду культура – это некий механизм социального подавления свободного внутреннего мира индивидуумов, а также вынужденный отказ людей от удовлетворения их физических потребностей.
Культура по психоаналитической теории строится на запрете и принуждении запретов, поэтому культура – это некий компромисс между требованиями реальности и стихийными влечениями.
Символическая теория гласит, что культура – это искусственный мир, который создан людьми и выражается определенными символами, а человек тут является животным, что эти символы создает. Культура в соответствии с данной теорией рассматривается как синтез символов и системы знаков. Чтобы изучить культуру, сначала нужно ознакомиться с ее символами, поскольку символ – это средство реализации смыслов и ценностей культуры.
Эрнст Кассирер был немецким философом и автором работы «Философия символических форм». В основе его теории лежит способность человека к постоянной и массовой символизации. Истоки культуры тут заложены в способности человека творить искусственный окружающий мир, выделяя реальность определенными символами. Поэтому Эрнст Кассирер выделяет человека в символической теории как «символического животного».
Игровая теория культуры понимается как свободная и творческая культура, которая очень близка к игровой деятельности.
Йохан Хёйзинга был голландским философом, культурологом и историком, он впервые выдвинул идею об игре. Игра тут воспринимается как условное формирование и функционирование культуры. Игровая культурологическая теория рассматривает возникновение культуры как реализацию врожденной склонности человека к игре. Игра является методом социализации личности и управления поведением при помощи неформализованных действий (по типу «понарошку»).
В истории осмысления культуры с точки зрения философии можно выделить несколько моделей: