Термин культурология в научный обиход был введен в 1899 году немецким научным деятелем Генрихом Риккертом. Дальнейшее развитие этот термин получает в трудах американского исследователя Лесли Уайта (1900 - 1975). Он не только обозначил этим термином науку о культуре, но и предпринял первые шаги в становлении культурологической науки.
Культурология представляет собой совокупность теоретических и исторических исследований культуры. Культурология обнаруживает связь со многими отраслями человеческого научного знания. В этом контексте можно назвать социологию, философию, историю, педагогику, этику, языкознание и другие науки социально-гуманитарного профиля.
Считается, что культурология возникла на стыке этих научных дисциплин. Но культурология – это не просто совокупность знаний о культуре, культурология – это наука, занимающаяся формированием картины мира, мировоззренческой основы социума.
Теоретическая культурология представляет собой отрасль культурологического знания, где выводятся основы познания в культурологии, создается понятийный аппарат, культура изучается в теоретическом и историческом аспектах. Теоретическая культурология – это одно из стратегических интегративных исследований, которое имеет свою структуру и свой предмет, и является составляющим компонентом современной культурологии. Теоретическая культурология основывается на обобщениях научно-теоретического, эмпирического, экспериментального и наблюдательного опыта.
Ядро культурологической науки составляет постижение закономерностей развития и функционирования культуры, поэтому теоретическая культурология занята разработкой теоретической модели должного состояния культуры. Главное отличие теоретической культурологии от прикладной или предметной состоит в уровне познания и обобщении собранного материала.
По справедливому мнению А. А. Пелипенко, теоретическая культурология отличается уровнем универсальных общесистемных связей между макросистемами. Теоретическая культурология исследует феномен культуры во всей совокупности его составляющих, изыскивая новые формы исследовательской работы, что требуют актуальные проблемы современности.
Теория культурологии имеет сложную структуру, которая включает:
Исследования в области теоретической культурологии можно разделить на уровни в зависимости от их масштабности.
На самом высоком уровне находятся исследования обобщающего характера, в которых выводятся закономерности культурных явлений, определяется методики и методология исследований проблем культуры, разрабатываются теоретические концепции культуры и другие глобальные проблемы культуры.
Уровень чуть ниже занимают исследования культурных систем таких, как язык, этичность, мораль, нравственность и других.
На третьем уровне занимаются исследованием культурных форм, к которым можно отнести совокупность базовых образцов таких, как нормы поведения, идеалы, стили и другое.
Исследования последнего уровня направлены на анализ фактов культуры, что в научной среде принято называть артефактом. Под словом артефакт подразумевается частный случай реализации форм культуры.
Категориальный или понятийный аппарат теоретической культуры является ее основой. Категории или понятия, которыми оперирует теория культурологии пронизывает все сферы культуры. Среди наиболее распространенных можно назвать:
Рассмотрим некоторые из них подробнее.
Под культурными универсалиями теоретическая культурология понимает основные распространенные формы бытия социума и культуры. Сюда можно отнести идеи, верования, нормы, ценности, стереотипы мышления и поведения.
Культурный архетип рассматривается теоретической культурологией как основная модель жизни определенной культуры. Понятие архетипа в научных обиход ввел К. Юнг.
Культурный образец понимается как устойчивая модель поведения людей.
Термин «парадигма культурологии» в научных обиход ввел Т.Кун. Исследователь сформировал фундаментальную классическую теорию, которая является основой всех культурологических исследований. В процессе развития науки накапливаются факты, выпадающие из научной традиции, что обуславливает смену научной парадигмы.
Под культурной таксономией теория культуры понимает систему, помогающую создать модель какой-либо культуры, упорядочив черты и элементы этой культуры.
Но понятийный аппарат теоретической культурологии не статичен, он развивается вместе с наукой и культурой, вместе с обществом. С появлением новых фактов реальной жизни, появляются новые направления исследований, новые точки зрения на культурологические проблемы, все это влечет за собой появление новых культурологических категорий. Так, с приходом постмодернизма в конце XX века теоретическая культурология стала оперировать такими понятиями, как симулякр, ризома, виртуальность и другими.
Таким образом, культурология появилась как гуманитарная научная дисциплина на стыке социо-гуманитарного научного знания. Культурология не только изучает творческую деятельность человека, но и интегрирует в себе все знания и достижения других научных отраслей.
Культурологические исследования в рамках данной дисциплины подразделяются на исследования локальных связей, что определяет область предметной культурологии, а исследования универсальных макросистем являются основой теоретической культурологии.