Под танцем понимается совокупность ритмических телодвижений определенной последовательности под музыкальное сопровождение.
Танец – это древнейшее из искусств. Посредством танца в прошлые века реализовывалась потребность человека делиться своими переживаниями, будь то радость или горе, рождение или смерть и т.д. Танцами сопровождались все важные события в жизни древнего человека. Танец являлся также частью ритуала при молениях божествам.
Танец был свойственен всем национальностям, народам, этносам. С развитием культуры шло развитие танца: от простейших форм танец развился в высокохудожественное искусство. Сейчас танцевальное искусство характеризуется огромным количеством форм, видов и стилей танца.
Истоки танцевального искусства уходят в глубину веков. Первые свидетельства существования танца датируются 8-5 тысячелетием до н.э. Родина рождения танца учеными не определена. Это связано, по-видимому, с тем, что танец издревле существовал как путь удовлетворения психологической потребности человека, что свойственно любому мыслящему существу. Поэтому родиной танца можно считать совокупность всех древних цивилизаций мира.
В науке существует множество теорий о происхождении танца. Одни ученые считают, что танец появился благодаря игре, другие полагают, что танец являлся основой ритуальных действий, третьи убеждены, что подобной формой древние выражали эротические инстинкты. Все эти точки зрения имеют право на существование и в своей совокупности доказывают, что танец в жизни древнего человека занимал важное место, сопровождая все важные ее этапы, а также являясь важным компонентом культурного и физического развития человека.
Танец был тесно связан с тем народом и той культурой, которая его породила. С изменением социального строя, изменением уровня культуры изменялся и танец. Процесс развития танца как культурного феномена соответствует главным эпохам культурно-исторического развития цивилизации. Здесь можно выделить следующие:
Древний танец включал в себя, помимо телодвижений, возгласы, пение, театральные действия, минипредставления. Первобытный танец носил групповой характер. Наиболее распространенной формой танца был хоровод. Это были чаще всего ритуальные танцы, направленные на изгнание злых духов и др. Суть древнего хороводного танца заключалась в хождении по кругу с громким топаньем. Также были распространены танцы на корточках со скачкообразными движениями и кружением.
Музыкальное сопровождение было организовано из подручных материалов: всевозможные браслеты, бубны, самодельные дудки, сделанные из природных материалов и др.
У первобытных племен не было регламентированной техники танца. Их объединяла лишь яркая театральность представления.
Искусство древнего танца сохранилось и дошло до наших времен благодаря памятникам древности. Так, в произведениях древних поэтов и писателей встречаются упоминания танца с его названиями и основными правилами исполнения. В «Иллиаде» Гомера описан хоровод. В наскальной живописи, в скульптуре сохранились изображения танцующих людей.
Огромное наследие, дошедшее до нас, сохранила греческая культура. Среди танцев Древней Греции ученые выделяют 4 вида:
Такая классификация танца отражает основные наиважнейшие стороны бытия древнего человека.
В эпоху Средневековья танец сохраняет свои основные назначения. Культуру танца эпохи Средневековья в большей мере обогатило рыцарство. В XII веке танец был принят формой ухаживания.
В это время появляются новые танцевальные образы, самый яркий из которых образ смерти. Это связано, прежде всего, с тем, что в мировоззрении средневекового человека властвует страх смерти.
В это время происходит четкое разделение танца на придворный и деревенский. Отличие придворного танца от деревенского состояло главным образом, в том, что придворный танец исполнялся с учетом придворного этикета и отличался особой манерностью, в то время как у деревенского танца не существовало никаких ограничений. Постепенно танец превращается в главную форму дворцового искусства. Танец приобретает последовательность и форму. Большую роль в развитии танца сыграло появление учителей танца, которые наряду с танцем обучали светским и этикетным манерам.
Танец вошел в основу религиозных верований. Например, в христианстве танец наряду с песнопениями служил восхвалению Христа. Такие же функции танец выполняет и в других мировых религиях.
Наивысшего расцвета искусство танца достигает в эпоху Возрождения. Именно бытовой танец приобретает наибольшую популярность. Он является неотъемлемой частью жизни общества. Танец присутствует на всех массовых народных сборищах: балы, вечера, пышные уличные празднества. Развитию танца способствовали культурные традиции танца Северной Италии. Позже, когда танец распространяется по Европе, законодателем искусства танца выступает французская культура. Развитие музыкального искусства было тесно связано с танцем. Создавались специальные музыкальные произведения для танцевального исполнения. Пользуются огромной популярностью маскарады и карнавальные шествия.
В эпоху царствования Людовика IV из танца уходят романтические черты и фольклорная природа. В начале XVII века рождается балет. В этот период Французская королевская Академия танца, основанная в 1661 году, разработала танцевальную систему, которая сейчас называется классическим танцем.
В начале XVIII века популярность приобретают парные танцы: такие, как гавот, паспье, ригодон, бурре, и менуэт. В XVIII веке наибольшую популярность приобретает менуэт. Изначально это был деревенский быстрый танец, но попав в дворцовую среду, обрел известную церемониальность. Большое внимание уделялось поклонам и реверансам. Знание и умение танцевать приравнивалось к знанию этикетных норм. К середине столетия на смену парным танцам приходят массовые. Особенно популярными становятся контрданс и полонез. Этому способствует принятие новых этикетных форм общественного поведения. Танец приобретает свободу и непосредственность исполнения. Во время Французской революции танец становится массовым искусством. Танец присутствует в многочисленных народных празднествах. Уличные хороводные танцы приобретают популярность. Возрождается такой жанр как форандола.
XIX век ознаменован расцветом вальса. Вальс привлекал своей естественностью, непосредственность, отсутствием манер. В Германии этот танец называли веллер. Во Франции этот танец приобрел сугубо французские черты и исполнялся с некоторым подпрыгиванием, в Америке появляется вальс-бостон, характеризующийся медленным исполнением. В Англии этот танец был запрещен до 1812 года.
В Европе становится популярными также быстрые танцы такие, как мазурка, галоп, полька.
Рубеж веков открывает время классического балета, который характеризуется воздушностью движений, сказочными сюжетами, смесью реальности и вымысла.
C приходом XX века изменяется мышление, взгляды, вкусы общества. Классический балет отходит далеко на второй план, уступая место новому направлению в искусстве – постмодернизму. В моду входит «шокирующее» искусство. Но к 80-м годам классический танец возвращается и существует параллельно с современным танцем contemporary dance.
В заключении следует сказать, что танец испокон веков занимал одно из центральных мест в повседневной жизни человека. Древние танцы имели ярко выраженные этнические черты той нации, где он зарождался. Это связано с религиозными верованиями, свойственными определенному народу. Ведь танец был главным атрибутом обрядовой деятельности. Развитие танца зависело от общего уровня развития культуры. Таким образом, в истории развития танца можно увидеть всю историю развития человечества.