Культура – это многоаспектное понятие, которое рассматривается в рамках многих научных направлений. Одним из значимых является социология культуры как одна из отраслей социологического знания. Морфологический аспект культуры напрямую связан с тем, как взаимодействуют друг с другом разные стороны культуры, а также как они соотносятся друг с другом в зависимости от того временного промежутка, в котором они существуют. Очень большое значение исследователи также придают и роли культуры в формировании социального организма.
Человеческая жизнь, по мнению многих исследователей, имеет смысл только в том случае, если она направлена на культурную, творческую деятельность. Через нее человек актуализируется, реализует свои самые главные таланты, удовлетворяют интересы и потребности. Важными структурными компонентами социологии культуры и, в частности, культуры как системного образования, являются такие, как:
Язык является главным средством для получения, хранения, трансляции особой, значимой информации. Также индивиды пользуются языком для общения, передачи своего социального опыта и ценностей, которые играют важную роль в их жизни. Понятийно-логический аппарат – это ключевое ядро в культуре, ведь именно благодаря ему человек открывает для себя новые возможности в познании окружающей действительности и собственного внутреннего мира. Посредством языка в культуре аккумулируются культурные ценности, которые передаются от человека человеку, из поколения в поколение. Благодаря языку координируются действия индивидов, поддерживается их сплоченность как составных частей сообществ.
Вторая составляющая структуры – это совокупность всех символов и знаков, понятий и смыслов, а также взаимодействий людей друг с другом. Для того, чтобы люди регулировали свое поведение и ориентировались в определенных жизненных обстоятельствах, а также понимали друг друга и самих себя, они должны действовать согласно заранее сформированным условиям. Типизация участников осуществляется на особенностях их речевого взаимодействия, а также в физических действиях, которые для индивидов, принадлежащих одной социокультурной общности, являются нормальными. Например, в развитии взаимодействия индивидов друг с другом большое значение играют символы и ритуалы, а также мифологическая составляющая.
Третий аспект в структуре – это совокупность знаний и убеждений о тех или иных событиях и явлениях. Убеждения представляют из себя те установки, которыми люди стремятся руководствоваться в своей повседневной жизни. Они привержены этим убеждениям, выстраивают в соответствии с ними свое поведение и мировоззрение. Убеждения напрямую связаны с человеческими знаниями. Человеку, тем не менее, свойственно поступать вопреки знаниям, если они противоречат его интересам или не соответствуют его внутренним установкам.
Также следует отметить, что в структуру социологии культуры входят некоторые ее значимые подсистемы. К ним относятся такие, как:
В социологическом знании и в качестве одной из отраслей социологической науки, социология культуры призвана осуществлять некоторые функции, в которых отражаются все ее специфические формы и аспекты.
Во-первых, это научно-познавательная функция, которая осуществляется структурными элементами социологии культуры с целью обеспечить полные и достоверные знания о социальных механизмах и факторах, которые способствуют формированию культурных явлений и процессов. К тому же, благодаря научно-познавательной функции перед человеком открываются возможности изучать специфические черты и закономерности культурной динамики в условиях динамично меняющейся современности.
Во-вторых, образовательная функция социологии культуры, которая в большей степени ориентирована на то, чтобы предоставлять полные и достоверные знания членам общества. это помогает им проще интегрироваться и адаптироваться к новым или постоянно меняющимся, довольно сложным социальным и культурным условиям. Также очень важную роль играет обоснование современных представлений о социокультурных условиях и раскрытие их через призму требований современности.
В-третьих, практическая функция социологии культуры. Она направлена на то, чтобы осуществлять эффективную и грамотную выработку научных исследований в рамках культурной политики, а также для осуществления эффективных и целенаправленных изменений в области культуры и науки в целом.
Также культура выполняет несколько социальных функций, таких, как: адаптационная, мировоззренческая, интеграционная, регуляторная (нормативная) функция. Также сюда следует отнести функцию легитимации, идентификации и функцию социального изменения, поскольку всякая культурная деятельность изначально направлена на создание новых объектов социальной действительности и улучшение жизненных условий индивидов и более широких социальных групп.
Адаптационная функция выражена тем, что индивид, который постепенно осваивает динамично меняющиеся социокультурные образцы и навыки, преобразуется в социальное существо. Оно способно взаимодействовать с другими индивидами, обмениваться с ними социальным опытом, знаниями и иными видами информации. Что касается мировоззренческой функции, то ее еще иначе называют смыслополагающей. Это значит, что культура и культурная деятельность придает смысл жизни человека, а также объясняет ему доступным языком устройство окружающего мира.