Социология русской культуры


Социология русской культуры

Определение 1

Социология культуры – это междисциплинарное научное направление, задача которого заключается в исследовании проблем взаимодействия культуры и общества.

В развитии социологии русской культуры можно выделить 3 этапа:

  1. Становление социокультурного направления.
  2. Социокультурное направление в советский период.
  3. Социокультурное направление в постсоветский период.

Становление социокультурного направления в России

Социология культуры – это сравнительно молодое научное направление, появившееся в российской парадигме научного знания в 60 –х годах XX века. Но анализ культуры в социологическом ключе впервые четко и ярко прозвучал в историко-фиософской дискуссии славянофилов и западников. Славянофилы поднимали проблему российской идентификации. В ряды славянофилов входили: И. В Киреевский, И. С. Аксаков, А. С, Хомяков и другие. Они указывали на взаимовлияние и взаимосвязь форм социального уклада и духовной культуры, анализировали роль православия в формировании русской культуры. Славянофилы говорили о полярной разнице между Россией и Европой, определяя Россию как коллективное начало, а Европу как индивидуальное. По мнению славянофилов, религия нации составляет основу в формировании культуры. В Европе доминируют рационализм, материальная культура, что воспринимается славянофилами отрицательно. А Россия на основе коллективного начала способна достичь в культурном развитии новых высот, преодолевая недостатки, создать новое видение мира. Славянофилы выступали против культурного копирования. В постулатах славянофильства звучат идеи межкультурного межнационального взаимодействия и обогащения.

В дальнейшем идеи славянофилов получают развитие в трудах философа, естествоиспытателя Н. Я. Данилевского (1822-1885). Он создает уникальную теорию культурно-исторических типов, подразумевая под данным термином определенный уклад жизни и мировоззрения, созданный этносом, народом, нацией. Данилевский считает, что единой культуры не существует. Он выделяет множество культурно-исторических типов, указывая на то, что не каждый тип достиг своего пика в культурном развитии. Он отмечает, что в XIX веке действует два культурно-исторических типа – это романо-германский или европейский тип и восточно-славянский тип культуры.

Вступившими со славянофилами в дискуссию стали западники. Среди них самыми яркими представителями этого направления можно назвать А. И. Герцена, К. Д, Кавелина, П. Я. Чаадаева. Они признавали культурную специфику России, но считали, что дальнейший путь ее развития должен иметь европейское направление. К.Д. Кавелин (1818-1885) считал, что надо ослабить государственную и политическую власть и дать свободу индивидуальному выражению.

Эта дискуссия отразила мысли и идеи интеллигенции того времени.

Социология начинает отделяться от российского общенаучного знания в самостоятельную дисциплину в конце XIX века. Основателем этого направления считается М. М. Ковалевский (1851-1916). Он исследовал специфику родового строя, направление его развития и закономерности. Ковалевский считал, что культура – это феномен общего характера, имеющий некоторые особенности у различных народов.

Социокультурная проблема была поставлена А. Лаппо-Данилевским, Б. А. Кистяковским, В. Хвостовым и развилась в научное направление в рамках неокантианской ветви российской социологии. В начале XX века в России развивается марксистское направление в социологии. Среди наиболее известных представителей можно отметить Плеханова (1856 – 1918).

Социокультурное направление в советский период

С приходом к власти Советов социология как научное направление практически перестает существовать. Был потерян весь накопленный опыт, интеллигенция покидает Россию, иммигрируя в другие страны. Установившаяся в стране диктатура не нуждалась в анализе процессов и явлений современного общества, идеология которого была поставлена на ложные рельсы, где ведущую роль играл марксизм. Но даже развитие марксистской идеологии было остановлено.

Социология возрождается только к середине XX века, в это же время возрастает интерес к социологии культуры. Большая заслуга в развитии социологии культуры принадлежит С. Н. Плотникову. Он является редактором журнала «Социология культуры», возглавляет эмпирические исследования культуры, что находило особу популярность среди социологов того времени. Помимо эмпирических исследований развивается и теория социологии культуры. Но полноценному ее развитию мешала все та же диктатура власти, марксистская идеология, научно-культурная изоляция России.

Большой вклад в развитие социокультурного направления внес научный деятель Ю. А. Жданов, который разработал оригинальную концепцию культуры как деятельности. В своем докладе «Кавказ и передовая русской культуры» он обозначил дальнейшие пути взаимоотношений России и Кавказа.

В это время важное значение имеет и деятельность Ю. М. Лотмана. В основе его концепции лежит представление о культуре как о знаковой системе.

Замечание 1

Таким образом, несмотря на сложные условия развития социокультурного направления в Советский период было много сделано для дальнейшего прогресса этой области знания.

Социокультурное направление в постсоветский период

На постсоветском пространстве социологическое научное направление обретает свободу, снимаются все государственные запреты, ограничивающие развитие гуманитарных наук. Этот период характеризуется активным научным взаимодействием российской науки с зарубежными достижениями и исследованиями. Социология признается важным научным направлением, и уже входит в перечень научных дисциплин, преподаваемых в ВУЗах.

В постсоветский период формируется новое понимание социологии культуры. Исследователь Л.Г. Ионин в своей работе «Основания социокультурного анализа» утверждает, что наивная вера в объективность и предопределенность общественных процессов, которая была свойственна общественному сознанию прошлого, исчезает в настоящее время, что обусловлено изменениями в самом обществе. Трансформируется роль и понимание культуры. В новом обществе культура воспринимается как главный двигатель прогресса, а для ее изучения нужен определенный междисциплинарный подход, который получил название культурного анализа, который призван объяснить роль культуры в современном обществе, а также объяснить механизмы социокультурных изменений.

В начале нового тысячелетия в России под руководством Ю. Г. Волкова сформировалась школа «Многоуровневая идентичность и идеология инновационного развития российского общества». Научное направление работы школы осуществлялось в рамках исследования проблем формирования новой аксиологической системы взглядов в нестабильный период.

В настоящее время ведутся активные исследования в области формирования и развития субкультур: молодежных, криминальных и других, которые стали неотъемлемой частью российской действительности. В этом направлении работают Е. Л. Омельченко, В. А. Луков, С. И. Левиков, И. С. Кон, Т. Б. Щепанская и другие.

Социология культуры продолжает развиваться. Открываются новые центры исследования таких современных проблем общества и культуры, как динамика ценностей и их кризис, проблема массовой культуры, ее влияние на общество; изучаются вопросы этноцентризма и релятивизма, проблемы кризиса идентичности и многие другие проблемы и аспекты взаимодействия общества и культуры.

Подводя итоги вышесказанному можно заключить, что, несмотря на длительный и сложный путь развития социологии культуры в России, это научное направление является важным аспектом изучения такого сложного многогранного феномену как культура. Социологи, культурологи, этнографы, лингвисты, работающие в этом направлении, достигли хороших результатов в исследовании проблем взаимодействия и взаимовлияния культуры и общества и указали пути дальнейшего развития этого научного направления.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :