Социология культуры – это междисциплинарное научное направление, задача которого заключается в исследовании проблем взаимодействия культуры и общества.
Социология культуры – это одно из самых противоречивых направлений социологической науки. До сих пор в научных кругах ведутся споры о предмете исследования и месте этой дисциплины в структуре социологического знания.
Современный этап развития социологии культуры начинается с 50-х годов XX века. Это время научного развития характеризуется культурологической доминантой различных социологических исследований. В это время возрастает интерес к эмпирическим исследованиям, которые занимают ведущие позиции в социологии культуры. Результаты подобных исследований пользуются популярностью у политиков, бизнесменов, общественных деятелей. В послевоенное время социология испытывает небывалый по интенсивности подъем развития во всех аспектах и направлениях. Такая характеристика развития этой отрасли научного знания характерна для всего научного мира, но в большей степени характерна для США.
Популярность социологии обусловлена рядом причин:
Одну из черт, характеризующих современный этап развития социологии культуры на западе, можно назвать перебазирование центра социологических исследований культуры из Европы в Америку. Если в прошлом ведущая роль в разработке проблем социологии культуры принадлежала Германии и Франции, то в конце XX века им на смену пришли американские социологи. Тому было несколько причин:
С изменением центра социологических исследований изменился и вектор этих исследований. Если раньше во главе угла была теория социологии культуры, то теперь все силы были брошены на эмпирический компонент в исследованиях. Вышедшее в 1927 году «Практическое применение социологии» полностью поддерживалось американской научной средой. Конечно, такое увлечение эмпиризмом не делает тот факт, что разработка научной теории была забыта. Теоретики продолжали работать. Но таких исследований было на порядок меньше в сравнении с эмпирическими. Такая тенденция сохранялась вплоть до 80-х годов XX века.
Подобное положение вещей в социологии не могло не отразиться на социологии культуры. Ведущий культуролог, социолог П. Сорокин в своих работах неоднократно подчеркивал, что социология как научное направление не может полноценно существовать без теоретической основы. Но американские социологи не сочли нужным прислушиваться к этому мнению. Забвение европейских традиций привело к тому, что социология культуры превратилась в прикладную область научного знания, имеющую ограниченный круг задач, лишенную исследований глобальных проблем, которые привлекали внимание европейских деятелей, стоявших у истоков зарождения это научного направления.
Еще одной отличительной особенность современного этапа развития социологии культуры на западе является динамичное развитие одной из отраслей социологии культуры – социологии искусства. Это течение находит развитие в исследовании проблем, связанных с возникновением и распространением художественных ценностей.
Современному этапу развития западной социологии культуры свойственна еще одна отличительная черта, которая заключается в интенсивной динамике системы научной парадигмы. В начале XX века западные культурологи в своих творческих поисках опирались на постулаты марксизма (К. Манхейм, Т. Адорно, Э. Фромм). С приходом постмодернизма социология культуры развивается в рамках структурно-функционального подхода. Если рассматривать западную социологическую мысль на сегодняшний момент, то в ней вовсе отсутствует научная парадигма. Научные исследования пестрят различными философскими, социологическими принципами, что препятствует выводу общих компонентов, достижений, необходимых обществу и науке.
Но такое положение вещей не ставит под сомнение вклад западных социологов в развитие социокультурного направления. Западными коллегами были разработаны приемы и методы, позволяющие получать достоверную информацию в сфере культурной и общественной жизни общества. А также западные социологи культуры внесли новую струю в теоретическое развитие данной отрасли научного знания.