Развитие культурной психологии


Развитие культурной психологии

История развития

Толчком развития культурной психологии послужила научная деятельность В. Гумбольдта (1767—1835), который ввел в научный обиход понятие «психология народов», задача которой определялась в изучении «духа народа». В середине XIX века Миль предложил дуальную психологическую концепцию, в основе которой лежали естественнонаучная психология и гуманитарная этология. Между психологией и этологией есть существенная разница, которая, по мнению Миля, заключается как в предмете исследования, так и в методах. Этология занимается изучением типов характеров людей, и главными методами исследования здесь служат обобщение и индукция. В то время как психология опирается на эксперимент и дедукцию.

В дальнейшем это направление получило развитие в трудах Вундта (1832—1920). Вундт подразделяет психологию на физиологическую и «психологию народов», где последняя изучает высшие психические функции как психический продукт общественного характера человеческой жизни. Еще один видный психолог XIX века Дитель полагал, что гуманитарные научные исследования должны изучать проявления личности в различных историко-культурных ситуациях.

К XX веку культурная психология получает распространение в России. Принцип культурно-исторической детерминации психики наиболее полно был раскрыт в работах Л.С. Выготского. Данный факт определил в психологической науке возникновение нового направления, заложенного работами Л.С. Выготского в начале XX века, развившегося в трудах его учеников как в России, так и за ее пределами.

Вместе с тем, возникает еще одно течение, получившее название социальный конструктивизм и социальный конструкционизм. Основой данного направления служит тезис о том, что социальное преобладает над личностным, что человек – это продукт ближайшего своего социального окружения. Представители данного направления отвергали изучение индивидуальных особенностей психики, а направляли внимание на изучение взаимоотношений между людьми, где центральное место занимают дискурсивные практики людей. Данное направление кардинально отличается от культурной и естественнонаучной психологии.

Замечание 1

Но несмотря на все различия культурной и естественнонаучной психологии эти два направления тесно взаимосвязаны и часто проникают одно в другое.

Основные положения культурной психологии

Теоретическая основа культурной психологии представлена тремя фундаментальными идеями. Первое – она синтезирует в себе идеи социального конструктивизма и конструкционизма и основу культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, что обуславливает рассмотрение психических функций с позиции социально обусловленных. Второе – культурная психология испытала на себе влияние феноменологии Гуссерля, что заключается в отношении к человеку как к активной, творческой личности. Третье – теоретическую основу культурной психологии составляют два понятия – понимание и интерпретация, разработанные Дильтеем. Они сводятся к положениям о том, что психолог должен обладать опытом, чувствительностью, уметь тщательно наблюдать, чтобы выявить культурно обусловленные психические проявления, суметь сделать достоверные заключения.

Вместе с тем, культурная психология основывается на следующих положениях:

  1. Сознание человека – основа объективного знания, так как оно обладает способностью к саморефлексии и к адекватному отражению социальных отношений.
  2. На первый план выступает качественная характеристика психических феноменов.
  3. Ориентация на комплексные качества феноменов, что обеспечивает исследованиям объективность.
  4. Основу исследования составляют два понятия - понимание и интерпретация. Суть понимания заключена в постижении значений экспрессивности испытуемого, а суть интерпретации – отделить значения от экспрессии.
  5. Качественное культурно-психологическое исследование характеризуется постижением глубинных особенностей психических феноменов, а не фиксацией их поверхностных проявлений.
  6. Анализируя частные проявления психического феномена, культурные психологи синтезируют их в общие паттерны на основе творческой интуиции, позволяющей выявить в частных случаях общие черты.
  7. В процесс культурно-психологического исследования включен термин валидность, что предполагает нетождественность исследователя и реального мира, т.е. мир содержит как известное, так и неизвестное, в связи с чем исследователь может получить соответствие, неполное соответствие или несоответствие наблюдений своим идеям, поэтому возможны ошибочные результаты исследований. Этот факт должен осознаваться исследователем. В этой связи различают три вида валидности: теоретическую, интерпретативную и дескриптивную. Дескриптивная заключена в точности описания фактов. Интерпретативная валидность контролирует выводы и значения действий. Теоретическая валидность обеспечивает выявление мотивов и причин психического феномена.
  8. Для получения достоверных знаний при анализе психических феноменов культурная психология перепроверяет полученные результаты, сравнивает предыдущие результаты с новым данными.
  9. В интерпретации различного рода феноменов присутствует концептуальная основа.
  10. Психический феномен не ограничивается только его описанием, культурный психолог объясняет данный феномен.

Главным вкладом культурной психологии в общенаучный багаж является выработка концепций, ведущих к новому пониманию развития и к переосмыслению концепции культуры.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :