Одной из составляющих, представляющую фундаментальную культурологию, является психология культуры, которой изучаются проблемы личности в качестве создателя и потребителя культуры, кроме того, рассматриваются механизмы, направленные на социализацию и инкультурацию личности, человеческая индивидуальность и её функционирование в условиях культурного пространства.
Психология культуры является относительно новым направлением гуманитарной науки, её формирование обеспечивает синтез теоретических и методологических достижений, характерных для культурологии и психологии. Данное направление возникло во второй половине ХХ века, связывается с проблемами отражения внутреннего психического мира человека, формированием и развитием человека в качестве субъекта культуры, внесением изменений в процессы, сопровождающие познание и интерпретацию различных культурных феноменов.
В рамках психологии культуры происходит развитие таких направлений, как: психология искусств, литература, религия, а также развитие этнопсихологии, психологии, основ социокультурного взаимодействия и конфликтов, культурно-исторической психологии, психосемантики и т.д.
Очевидным является факт, что культура в качестве продукта порождается, интегрируется в общественную жизнь, практическим образом используется при добровольном согласии человека думать и поступать определённым образом, при этом реальными создателями культурных форм и артефактов являются конкретные люди, исполнителями различных культурных установок, норм и обычаев также являются конкретные люди. В связи с этим рассмотрение культуры опирается на личностную культуру.
Структура психологии культуры выстраивается при помощи уровней обобщения.
Первый (высший) уровень обобщения определяется общей социокультурной теорией групп и личности, на данном уровне происходит изучение индивидуальной организации структуры социального опыта, а также связанного с ним группового взаимодействия. Данный уровень характеризуется изучением человека в качестве исполнителя культурных установок общества, осуществляющего формирование и корректирование основных параметров, включающих сознание, поведение, общественную деятельность. На данном уровне анализируются основные механизмы, обеспечивающие регулятивное управление поведением, кроме того, выявляются причины, которые приводят к нарушениям в управлении и вызывают отклонение от имеющихся общекультурных и социальных форм в поведении людей.
На втором уровне обобщаются явления системного порядка, к которым может быть отнесена психология группового взаимодействия, а также социальное воспроизводство личности. Акцент в данном случае делается на разработке и внедрении теоретических и методических основ социокультурного воспитания, так как в наибольшей степени системным может быть названа интеграция индивидов при реализации комплекса норм и установок, которые характерны для межличностного взаимодействия. В данном случае возможно выделение трёх самостоятельных подсистем:
На третьем уровне обобщений осуществляется изучение и формирование комплексов, представляющих устойчивые социокультурные стереотипы, нормы, паттерны, ментальности в сознании и поведении индивида. Данный уровень носит в литературе название «культурология ментальностей».
На четвёртом уровне обобщений происходит инновационная (творческая) деятельность человека. Инновационная деятельность людей направлено на творческое преобразование мира, выходит за рамки жёстких нормативных и регулятивных стереотипов в сознании и поведении, является наиважнейшим феноменом, представляющим социокультурное развитие человечества, обеспечивает поступательное эволюционное движение исторических процессов, способствует развитию системы знаний, технологий.
Психология инновационной деятельности включает в себя разработку некоторых проблем, основными из которых являются: