Психология культуры


Психология культуры

Понятие психологии культуры

Одной из составляющих, представляющую фундаментальную культурологию, является психология культуры, которой изучаются проблемы личности в качестве создателя и потребителя культуры, кроме того, рассматриваются механизмы, направленные на социализацию и инкультурацию личности, человеческая индивидуальность и её функционирование в условиях культурного пространства.

Замечание 1

Психология культуры является относительно новым направлением гуманитарной науки, её формирование обеспечивает синтез теоретических и методологических достижений, характерных для культурологии и психологии. Данное направление возникло во второй половине ХХ века, связывается с проблемами отражения внутреннего психического мира человека, формированием и развитием человека в качестве субъекта культуры, внесением изменений в процессы, сопровождающие познание и интерпретацию различных культурных феноменов.

В рамках психологии культуры происходит развитие таких направлений, как: психология искусств, литература, религия, а также развитие этнопсихологии, психологии, основ социокультурного взаимодействия и конфликтов, культурно-исторической психологии, психосемантики и т.д.

Очевидным является факт, что культура в качестве продукта порождается, интегрируется в общественную жизнь, практическим образом используется при добровольном согласии человека думать и поступать определённым образом, при этом реальными создателями культурных форм и артефактов являются конкретные люди, исполнителями различных культурных установок, норм и обычаев также являются конкретные люди. В связи с этим рассмотрение культуры опирается на личностную культуру.

Структура психологии культуры, её структурные компоненты (уровни)

Структура психологии культуры выстраивается при помощи уровней обобщения.

Первый (высший) уровень обобщения определяется общей социокультурной теорией групп и личности, на данном уровне происходит изучение индивидуальной организации структуры социального опыта, а также связанного с ним группового взаимодействия. Данный уровень характеризуется изучением человека в качестве исполнителя культурных установок общества, осуществляющего формирование и корректирование основных параметров, включающих сознание, поведение, общественную деятельность. На данном уровне анализируются основные механизмы, обеспечивающие регулятивное управление поведением, кроме того, выявляются причины, которые приводят к нарушениям в управлении и вызывают отклонение от имеющихся общекультурных и социальных форм в поведении людей.

На втором уровне обобщаются явления системного порядка, к которым может быть отнесена психология группового взаимодействия, а также социальное воспроизводство личности. Акцент в данном случае делается на разработке и внедрении теоретических и методических основ социокультурного воспитания, так как в наибольшей степени системным может быть названа интеграция индивидов при реализации комплекса норм и установок, которые характерны для межличностного взаимодействия. В данном случае возможно выделение трёх самостоятельных подсистем:

  • механизмов, обеспечивающих социализацию личности, заключающуюся в формировании общих знаний об окружающей действительности и вовлечении личности в социальную практику. Общая социализация личности включает усвоение совокупного исторического опыта социального общежития, взаимодействия, который был накоплен в данном сообществе и частично заимствован в других сообществах; данные механизмы играют важную прикладную роль в образовании, законотворчестве, правоохранной практике;
  • механизмы, обеспечивающие инкультурацию личности. Посредством данных механизмов осуществляется введение в систему, представленную нормативно-ценностными регуляторами социальной практики, осваивается иерархия ценностей, семантическая система символизации ценностей, а также использование, понимание, интерпретирование норм; прикладное значение данных механизмов заключается в создании комплекса, представляющего культурную компетентность индивида;
  • механизмы, обеспечивающие социокультурную самоидентификацию личности, в ходе которой осуществляется самоопределение человека в условиях социокультурного пространства, при этом им устанавливается политическая, этническая, социальная и конфессиональная идентичность. Началом действия данных механизмов является период раннего детства, в ходе которого происходит самоидентификация личности сначала в отношении семьи, затем к социальному окружению, данные механизмы действуют на протяжении всей жизни человека.

На третьем уровне обобщений осуществляется изучение и формирование комплексов, представляющих устойчивые социокультурные стереотипы, нормы, паттерны, ментальности в сознании и поведении индивида. Данный уровень носит в литературе название «культурология ментальностей».

На четвёртом уровне обобщений происходит инновационная (творческая) деятельность человека. Инновационная деятельность людей направлено на творческое преобразование мира, выходит за рамки жёстких нормативных и регулятивных стереотипов в сознании и поведении, является наиважнейшим феноменом, представляющим социокультурное развитие человечества, обеспечивает поступательное эволюционное движение исторических процессов, способствует развитию системы знаний, технологий.

Психология инновационной деятельности включает в себя разработку некоторых проблем, основными из которых являются:

  • индивидуальное восприятие и интерпретация различных культурных явлений;
  • порождение инновационного решения, связанного с адаптационными возможностями;
  • разработка инновационного акта, который связан с потребностями индивидов в самовыражении;
  • развитие интереса к познанию, к открытию нового;
  • интерес индивидов к процессу распространения знаний и т. д.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :