В рамках любого сообщества, будь то государство, этнонациональная общность или народность, на некоторых этапах его развития создается собственная культура. Культура эта передается от более старшего поколения к младшему и сопровождает каждого индивида на протяжении его жизни. Культуру человек начинает постигать с самого раннего возраста, в семье на этапе первичной социализации, а позднее, в процессе вторичной социализации совершенствует ее, обогащает, адаптирует к постоянно меняющимся социальным условиям.
Социология культуры сталкивается с некоторыми проблемами, которые в особой степени волнуют ее. Исследователи полагают, что эти проблемы тормозят развитие данной социологической отрасли. Перед социологами возникает также проблема, заключающаяся в том, какие из культурных универсалий в человеческой культуре являются наиболее значимыми, и в целом как отделить их друг от друга для более детального рассмотрения, если все культурные элементы сосуществуют друг с другом в неразрывной связи.
Сегодня, согласно исследованиям некоторых авторов (например, Дж. Мердоку) существует более 70 культурных универсалий, каждая из которых обладает своими уникальными чертами и свойствами.
Самыми важными из них являются такие, как:
Сущность этих универсалий заключается в том, что они удовлетворяют потребности и интересы индивидов в различных сферах жизни.
Именно за счет этого они и существуют, актуализируются, продолжают оказывать значительное влияние на становление культуры индивида. Но некоторые из них могут устаревать, что ведет к устареванию всеобщей системы ценностей, что также является в значительной степени проблемой социологии культуры, которая нуждается в разрешении.
Исследователи подчеркивали, и продолжают подчеркивать, что в рамках социологии культуры есть две наиболее значительные проблемы:
Человек всегда дает свои субъективные оценки в отношении иных культур и культурных направлений, что является значимой проблемой социологии. Дело в том, что эти оценки полностью опираются исключительно на внутренний мир человека, на его знания о каких-либо культурах, а также о его знаниях в отношении собственной культуры. По этой причине, оценки не всегда могут быть объективными, поскольку свою культуру индивид представляет в более выгодном свете, а в других культурах стремится найти недостатки и отрицательные черты.
Этноцентризм – это психологическая установка индивида, которая ориентируется на то, чтобы воспринимать другие культуры и давать им оценку через свою собственную культуру. В то же время, собственная культура оценивается индивидом как единственно приемлемая и правильная, она по всем параметрам превосходит другие культуры. Но в реальности может быть вовсе не так, и культура индивида также обладает объективными недостатками, которые он упускает из виду для того, чтобы превознести свою культуру. Все, что не соответствует нормам и ожиданиям индивида с точки зрения его культуры, автоматически признается неправильным, некорректным, неприемлемым и, в большей степени, неполноценным по отношению к собственным проявлениям культуры и ее элементам.
Согласно Д. Кэмпбеллу, этноцентризму характерны такие черты, как:
Вторая проблема социологии культуры – это культурный релятивизм. Он представляет из себя самобытный характер абсолютно каждой культуры, которая сегодня существует в нашем мире. Таким образом, ни одна культура не может быть полностью понята, если оценивать ее отдельно от целого культурного универсалия. Культурный релятивизм приводит к некоторой нивелируемости этноцентризма, а также способствует тому, что индивиды стремятся к поиску способов для организации эффективного сотрудничества, а также взаимного обогащения культур.
Но проблема остается той же: недостаток знаний о тех или иных культурах приводит к их столкновению, а индивиды начинают вступать друг с другом в видимое противоречие, что, в конечном итоге, может привести к настоящему межнациональному конфликту на основании различий в культурных установках, традициях, нормах и ценностях. Поэтому релятивизм должен контролироваться со стороны специалистов, необходимо нарабатывать тот самый особый эмпирический материал, в котором будут содержаться подробные данные и характеристики о культурах, которые сегодня сосуществуют друг с другом на различных территориях.
Также сегодня отсутствует достаточный материал в целом об истории возникновения многих культур, а с каждым днем культурных направлений становится больше. Это можно проследить по количеству вырабатываемых субкультур и контркультур. Все это требует от специалистов в области социологии культуры разрабатывать более подробный и универсальный методический инструментарий, который позволит получать актуальные и своевременные данные и делать прогнозы относительно развития культур (как долгосрочные, так и краткосрочные).