Современная социокультурная ситуация в стране оставляет желать лучшего. Это связано преимущественно с тем, что общество вступило в новую эпоху культурного развития, которая с рядом положительных черт имеет и ряд негативных характеристик.
С развитием науки и техники, с высокими технологическими достижениями человечество вошло в эпоху комфорта и удобства. Наступила эпоха безмерного потребления. В погоне за материальными благами постоянно увеличивается жизненный темп, усложняются отношения личности с окружающим миром, с обществом. Растет уровень социальной и психологической напряженности, усложняются структуры искусственного окружения, выражающиеся в засилии разнообразных предметов, вещей, образов и образцов, идей.
Стремительные темпы процесса глобализации размывают самобытность русской культуры. Западный тип культуры все больше проникает в другие культуры, подрывая основы национальной специфики. Все стремительнее в мире формируется проблема общей вестернизации, которая сотрет все национальные различия культур, обобщив и упростив их.
Материализм современной эпохи полностью заслонил собой духовные ценности. В обществе преобладает массовая культура, которая нивелирует позиции элитарной, высокой культуры. Массовая культура со своей коммерческой составляющей зомбирует сознание граждан.
Каждая личность превращается лишь в винтик огромного механизма и лишается возможности самостоятельно мыслить, действовать, принимать решения и брать на себя ответственность, предпочитая энертность и пассивный комфорт.
Происходит тиражирование западного образа жизни, в результате чего углубляются процессы унифицирования и обобщения культурной идентичности, разрушаются индивидуальные основы культуры.
Падает общий уровень художественного вкуса. Как виды искусства угасают изобразительное искусство, кино и музыка. Набирает популярность массовая культура, тиражируя образцы искусства сомнительного качества, деформируя вкусы общества. В современном обществе набирает обороты тенденция подмены целей жизни средствами жизни.
Наибольшую тревогу вызывает подрастающее поколение. Современная молодежь оказывается в ситуации, вовсе лишенной какой-либо духовной основы: утрачены основные ценности русской нации - религия и семья. А молодежь – это будущее России. В связи с этим проблемы культуры молодежи приобретают свою особую остроту и требуют решений.
Говоря о молодежной культуре, целесообразно употреблять термин субкультура, подчеркивая тем самым определенную ступень развития молодого поколения. Молодежная субкультура еще не доросла до высших образцов мировой культуры, а находится в процессе своего развития и пытается открыто или скрыто внести в свою среду нечто специфическое.
Сейчас в России существует множество различных молодежных течений, каждое их которых характеризуется своим специфическим набором свойств.
Анархисты – это молодежные группировки, которые возникли на Дальнем Востоке и вели антиправительственную политику, проявляющуюся в бунтах и беспорядках. Сейчас анархисты проявляют себе среди школьников, которые протестуют против школьной и родительской власти. Логотипом анархистов является буква «А», обведенная кругом.
Бордеры – это субкультура спортивного молодежного течения, в основе которого лежит увлечение сноубордом. Сноуборд в этой субкультуре служит средством самовыражения, способом проведения досуга, а также определяет стиль жизни.
Готы – субкультура депрессивного состояния, основанная на юношеском интересе к смерти, которые приобретает здесь гипертрофированный характер. У готов огромное значение имеет музыка, дизайн одежды, живопись. Черный цвет здесь преобладает.
Панки – молодежная субкультура, возникшая на Западе, характеризуется отсутствием каких-либо ценностей. Их стиль жизни далек от жизнеутверждающего (алкоголь, наркотики), но в целом, это очень оптимистичные люди. Главными атрибутами панков являются длинные волосы ярких цветов, пирсинг, джинсы. Сейчас в России панк-культура встречается достаточно редко, но панковская атрибутика прочно вошла в молодежную субкультуру.
Экстремалы – субкультура, развивающаяся достаточно стремительно в последнее время, в основе которой лежат экстремальные виды спорта: скейтборд, велотриал, ролики. В группировках экстремалов есть свой жесткий устав, правила, нарушение которых грозит исключением из компании. Молодежь стремиться войти в такие компании.
Есть еще так называемая альтернативная молодежь. Такие люди хорошо разбираются в современных тенденциях и молодежных течениях, но не причисляют себя никуда конкретно. Они везде. Это творческие креативные люди. Они следят за новинками моды, в курсе последних событий в мире. Очень многие сами являются создателями чего-то нового и демонстрируют свои шедевры, путешествуя по городам. У них высокие жизненные цели.
В общей сложной атмосфере все же нельзя сказать, что все однозначно плохо. Сегодня наблюдаются и перемены к лучшему, так как молодежь растет в демократической стране, где отсутствует цензура, есть свобода слова и плюрализм. Общественное сознание более раскрепощено. Нарастает тенденция активизации социально-культурного творчества: появилось большое количество всевозможных кружков, секций, клубов и других систем организации досуга молодежи. Опять высшее образование приобретает популярность. Молодые люди стремятся хорошо учиться, осознают ответственность за свою жизнь.
Но отсутствие духовной основы у молодого поколения вызывает сегодня большую тревогу. У молодежи сформированы правильные идеалы, есть образы классического типа. Но в процессе взросления они могут быть отодвинуты на второй, третий, пятый план как несоответствующие реальности. Причины подобной ситуации вытекают из общей социокультурной ситуации в стране, и вместе с тем, этому способствует политика СМИ, направленная на внедрение в сознание молодежи пренебрежительного отношения к профессии, труду, к браку, семье, а в качестве нормы формируется безнравственность и насилие. Происходит разрушение нравственных основ общества ввиду несоответствия реальной жизни с общечеловеческими идеалами и ценностями.
Поэтому чтобы вырастить достойное молодое поколение, которое сможет взять на себя ответственность за всю русскую нацию и встать у штурвала, мы уже сегодня должны позаботиться о его воспитании, о формировании духовной основы, общечеловеческих ценностей.