На современном этапе развития человечества информационно-коммуникативные технологии занимают ведущее место, проникая во все сферы человеческой жизнедеятельности. Именно они составляют основу новой информационной эпохи, заставляя людей адаптироваться к новым условиям жизни. Поэтому современное общество можно назвать информационным обществом, что заставляет говорить о свойственной ему информационной культуре.
Понятие информационной культуры еще прочно не закрепилось в парадигме научного знания и не обрело четких содержательных границ. Оно активно используется в системе отечественного образования для профессиональной характеристики специалиста в сфере информационно-коммуникативных компетенций. Но с развитием информационной культуры данное понятие наполняется новым содержанием.
Понятие информационной культуры наиболее полно было разработано отечественными учеными-педагогами Ю.С. Брановским, В.А. Шаповаловым и другими в аспекте профессиональных компетенций педагога. Основным компонентом информационной культуры является компьютерная грамотность. Но содержание понятия информационной культуры намного шире и глубже, чем просто профессиональная характеристика.
Объемы информации постоянно увеличиваются. Благодаря современным технологиям ее обработки, хранения и трансляции информация становится общедоступной и одной из главных ценностей современной эпохи. В связи с чем проблема формирования информационной культуры становится актуальной для каждого члена современного общества, поэтому данное понятие органически включает в себя следующие параметры:
В наше время основная функция глобальной сети Интернет, которая предполагает получение информации, теряет свои ведущие позиции. Информационная культура стремительно развивается в коммуникативных технологиях. На первое место выходит коммуникативная функция. Коммуникация в сети Интернет осуществляется в условиях массовости общения.
Интернет превращается из просто массового в глобальное средство коммуникации, которое не имеет ни национальных границ, ни временных и пространственных рамок. Естественно, что такой вид коммуникации обладает своими специфическими чертами при сравнении с традиционным общением в жизни.
Процесс формирования новой сферы информационного взаимодействия идет полных ходом, создавая все новые и новые виды отношений. Использование интернет технологий в процессе коммуникации получило название интернет-коммуникация. Под данным термином понимается совокупность методов общения посредством сети Интернет с целью обмена информацией.
Со стремительной быстротой новые коммуникационные технологии поглощают традиционные формы общения. По оценкам специалистов, на традиционные формы общения приходится лишь 7-10 % от всего объема. Остальная часть реализуется в онлайн, офлайн форматах посредством социальных сетей (Вконтакте, Фейсбук, Инстаграмм), различных мессенджеров (Вотсап, Вайбер), электронной почты. Компьютер, Интернет стали неотъемлемой частью современного общества.
Электронная культура общения активно вбирает в себя черты традиционной культуры. Ритуалы традиционного общения переносят в онлайн-офлайн общение. Свои средства коммуникативного воздействия использует и Интернет. Являясь мощнейшим орудием формирования общественного мнения, Интернет применяет все приемы, которые были характерны для СМИ. Например, яркая реклама, шокирующая информация, яркие продукты современных мультимедийных технологий, спам.
Все коммуникативное интернет-пространство имеет общие специфические черты.
Следующей значимой чертой речи в Интернете является ее тяготение к орализации.
Имея графическую форму, интернет-коммуникация обладает признаками устной речи:
С учетом всего вышесказанного можно сделать вывод об особой природе виртуального коммуникативного текста как о новой форме существования языка.
В Философском словаре И.Т. Фролова сказано: «Речь, будучи «процессом пользования языком», т.е. «знаковой системой любой физической природы, выполняющей познавательную и коммуникативную функции в процессе человеческой деятельности», не может не реагировать на изменяющиеся обстоятельства коммуникации»
Речь, используемая в процессе виртуальной коммуникации имеет отличительные черты. К этим чертам относятся изменения общепринятых правил орфографии, пунктуации, синтаксиса, отсутствие принадлежности текстов к письменному или устному типам речи, своеобразие компенсации невербальных и паравербальных факторов, наконец, жанровая характеристика текстов.
Таким образом, воздействие Интернета на русский язык чрезвычайно многопланово. Язык в Интернете приспосабливается к новым условиям своего существования, удовлетворяя потребности личности и общества.
Язык электронной культуры проникает в формы традиционного общения, изменяя его, а вместе с ним изменяется и мышление людей. В этой связи можно говорить о том, что достижения научно-технического прогресса в целом формируют новую эпоху, в корне отличающуюся от предшествующих эпох, а также формирует новый тип личности, общества.