Проблема языков культуры представляется одной из самых актуальных проблем философии культуры. Каждая сфера культуры имеет свой язык. Объем понятия языка культуры включает понятие символа, который в культуре играет основополагающую роль.
Символ происходит от греческого слова simbolon, что означает знак, эмблема, опознавательная примета, и simballo – соединяю, сравниваю. Символ содержит в себе понятие идеального содержания при параллельности материального бытия.
В научной литературе термин символ употребляется в широком и узком смысле. В широком понимании символ характеризуется как родовая категория, включающая все сферы культуры. Узкое понимание предполагает конкретности в расшифровке символов. Сюда можно отнести, например, символику гадальных карт или знаков зодиака.
Э. Кассирер вкладывает в понятие символ каждое «чувственное воплощение идеального», т.е. это любое восприятие реальности, отраженное с помощью различных знаков. Такое понимание символа позволяет понять культуру как целостное образование посредством систематизации всего многообразия культурных форм на основе единого принципа, когда частные формы проявления выступают лишь как элементы, в своей совокупности образующие целостность.
Язык культуры – вся совокупность знаков, средств, форм, текстов, символов, посредством которых осуществляется общение между людьми. Язык культуры представляет собой универсальную категорию постижения мира.
По мнению исследователей, первые формы языка возникли в жанрах пантомимы, музыки и изобразительного искусства. В эпоху первобытности получает распространение ритуальные действия, танцы, песни, тотемы, маски и многое другое.
Для первобытного общества первым языком культуры явился язык живописи. Именно посредством него люди осмысляли действительность. Живопись включила в себя всю совокупность приемов трансформации впечатлений, представлений, восприятий объемного динамического многоцветья в двухмерную стабильную модель. Возникшие языки культуры расширили содержание знаков, посредством которых древние люди обменивались информацией, превратив эти знаки в символы, несущие в себе главную основную идею. В живописи отразились освоенные операции синтеза и анализа окружающего мира, что явилось началом развития мышления человека, благодаря чему был осуществлен переход на новый качественный коммуникативный уровень.
Каждая сфера культуры имеет свой язык. Искусство представляет собой сферу духовно-практической деятельности людей, направленную на художественное постижение и освоение мира. В результате этой деятельности появляются произведения искусства - целостные структуры, все элементы которых участвуют в воплощении художественного замысла, составляя образную картину мира.
Параметр способа передачи информации делит все виды искусства на три группы:
Современный период развития цивилизации характеризуется сменой научной и культурной парадигм, нарушением связи времен, что влечет за собой проблему понимания, которая является в области культурной коммуникации ключевой.
Под пониманием подразумевается интеллектуальный познавательный фактор, а также способность сопереживания, сочувствия. Нарушения во взаимопонимании поколений обусловлено детеминированностью стереотипов поведения и восприятия. Это значит, что новая информация, новое знание включаются в систему знания только в том случае, если имеется уже известный объект соотнесения, тогда происходит отбор и классификация нового материала. Поэтому проблема языка культуры заключается в понимании в смысле эффективного культурного диалога, охватывающего разные эпохи и разные культуры.
Самой острой проблемой понимания является проблем перевода. Для каждого языка характерен свой набор лексических и грамматических средств, который формировался в процессе исторического развития благодаря лингвистическим и экстралингвистическим процессам. В научной литературе сформировалось мнение, что смыслы национальной культуры настолько специфичны, что не могут быть адекватно переведены на другие языки. В этом смысле эффективной оказывается деятельность по выявлению универсальных концептов. Такие попытки были предприняты еще философами рационалистической школы XIX века (Р. Декартом, Б. Паскалем, Г. Лейбницем).
Проблема языка культуры представляет собой фундаментальную проблему. Во-первых, потому что это проблема смысла культуры, которую невозможно понять и постичь, не владея системой ее языков. Во-вторых, язык культуры объединяет различные сферы человеческой деятельности. Именно посредством языка происходит формирование картины мира человека. Таким образом, язык культуры выступает хранителем и транслятором культуры. В-третьих, владение языком культуры включает человека в культурный, социальный, жизненный процесс.
Фундаментальный смысл языка культуры заключается в том, что посредством языка мы можем познать все разнообразие мира, его богатство и широту. Поэтому понимание мира, которое мы можем достичь, напрямую зависит от диапазона знания языков. Языки – это знаки, которые несут в себе знания человека о мире и свое воображение.
Таким образом, язык является продуктом культуры, составляющим ее элементом, одним из условий существования культуры.