Элитарная культура проявляется в различных сферах человеческой жизни. Особенно значительно она запечатлевает себя в интеллектуальной и художественной областях.
Ярким примером этому может служить эпоха Возрождения, которая прославилась талантливыми правителями, мыслителями, художниками, поэтами. Среди них можно привести такие выдающиеся имена, как Леонардо да Винчи, Петрарка, Рафаэль, Д.Бруно, Н.Кузанский, Т.Мор и др. Яркий след в гуманитарной сфере русской культуры оставил Золотой и Серебряный века развития культуры.
Таким образом, во все эпохи характерно формирование элитарных субкультур, которые в своей совокупности представляют мировое культурное достояние. В этом смысле художественная культура представляет собой ту сферу, где наиболее ярко может обнаружить себя феномен элитарной культуры, как в зарубежном, так и в отечественном искусстве.
Сюда относятся сообщества художников, авангардистские направления живописи, объединения поэтов-символистов. Все представители элитарной культуры создают свои культурные коды, свой язык, специфические средства выражения.
Продукты элитарного творческого процесса выходят за рамки устоявшихся канонов, образцов, стереотипов мышления, создавая оппозиции традиционным образцам и канонам культуры.
Элитарная культура постоянно находится в поисках новых смыслов, идей и образов. Произведения элитарной культуры ориентированы на самореализацию и самовыражение, что делает их уникальными, непохожими друг на друга
Поэтому понятия традиция в отношении к элитарной культуре подразумевает следование и сохранение наиболее общих принципов и норм, а следование стандартам и устойчивым стереотипам, различного рода заимствованиям у других авторов снижают эстетическую ценность произведения, вплоть до приравнивания его к продуктам массовой культуры.
Элитарная культура следует постулату «искусство для искусства». В России на рубеже веков, например, активно развивало и внедряло идеи элитарной культуры художественное объединение "Мир искусства" и его лидеры С. Дягилев и талантливый художник А. Бенуа. Дягилев видел силу искусства в том, что оно "самоцельно", "самополезно и главное - свободно".
Эпоха модернизма породила множество различных течений в искусстве, которые ориентировались на абсолютно новые формы, ломали все национальные традиции, что порой принимало скандальный характер.
Эпоха модернизма протестовала против консерватизма, реальности мира. Произведения модерна характеризуются уходом от реальности, обращением к духовной, внутренней сущности человека, что определяет их сакральный характер.
К элитарному направлению следует отнести следующие художественные течения:
Элитарность в киноискусстве выражается в сложной смысловой структуре, ориентированной на тайные глубины сознания, что делает произведения киноискусства продуктом элитарного творческого процесса. Сюда можно отнести творчество кинорежиссеров Ф. Феллини, М. Антониони, И. Бергмана, А. Тарковского, М. Хуциева, С. Параджанова, А. Куросавы и многих других.
Из всего сказанного выше следует, что элитарная культура характеризуется узостью своего охвата. Она создается профессионалами своего дела и нацелена на определенный круг образованных в данной области людей, которые способны ее понять и оценить. Тексты элитарной культуры имеют сложную смысловую структуру и недоступны к пониманию большинству людей. Весь культурный опыт фиксирует собой именно элитарная культура, сохраняя его потомкам и являясь прочным фундаментом для дальнейшего культурного развития человечества.
Таким образом, индивидуально-личностная ориентация элитарного искусства составляет его главную особенность. Именно потребность в творческой самореализации, самовыражении становится главной целью произведений элитарного творчества. В каждой культурной эпохе находятся выдающиеся представители элитарного, шедевры интеллектуального и творческого начала являются достоянием мировой культуры.