Культурология, при рассмотрении в более широком смысле, является комплексом отдельных наук, а также философско-богословских культурных концепций. Таким образом, культурология олицетворяет собой все учения о культуре, а также ее истории, закономерностях развития и функционирования, встречающиеся в трудах различных ученых.
Более того, к главной задаче культурологических наук относится исследование системы институтов культуры, благодаря которым становится возможным воспитание и образование людей посредством производства, хранения и передачи культурной информации.
Рисунок 1. Предмет культурологии
Предмет культурологии считается комплексом разных дисциплин, таких, как социология культуры, философия, история, антропологические знания. Более того, в широком понимании, в предмет культурологи могут быть включены такие предметы, как экология и психология культуры, богословие, этнография.
При таком (более масштабном) подходе предмет культурологии уже предстает в качестве совокупности разносторонних дисциплин (наук), акцентирующих внимание на изучении культуры, и также изучающих может быть отождествлен с предметом социологии и философии культуры, культурной антропологии и многих других теорий. В данном восприятии культурология лишается статуса собственного предмета изучения, становясь при этом составной частью вышеуказанных дисциплин.
Если говорить о значительной роли в обосновании этой науки, то она отведена английскому антропологу Лесли Алвину Уайту, обоснование которой он привел в своем научном труде 1949 года «Наука о культуре». Так, он настаивал в своей работе на рассмотрении культуры в формате специфического порядка явлений, организованных на базе собственных принципов и развивающихся, согласно собственным законам.
Более взвешенным при изучении культурологии становится подход, понимающий ее предмет в более узком смысле и представляющий ее в формате отдельной самостоятельной науки и определенной системы знаний. Такой подход позволяет рассматривать данную науку как общую теорию культуры, базирующуюся в своих выводах и обобщениях на знаниях конкретных наук, которыми могут считаться: теория и история художественной культуры и др. частные науки о культуре.
Предмет культурологии, таким образом, представляет определенный комплекс вопросов о происхождении, функционировании и развитии культуры как специфического образа жизни человека, отличного от мира других представителей живой природы. Ее призвание в таком случае будет направлено на изучение наиболее общих закономерностей развития культуры, а также формы ее проявления, чье присутствие отмечено во всех известных культурах человеческого общества.
В качестве главной цели культурологии выступает определение закономерностей культурного развития, которые при этом будут отличаться от законов природы, а также материальной жизни человеческого общества, и будут определять специфику культуры в качестве самоценной сферы бытия.
Культурология выступает в виде систематизирующего фактора целого комплекса наук о культуре. При этом перед ней ставятся не менее важные и масштабные цели:
Среди основных задач в культурологии выделяются такие: глубокое, полномасштабное и целостное объяснение культуры, а также ее содержания, сути, главных признаков и функций; изучение генезиса культуры и отдельно взятых явлений и процессов в ней; определение местонахождения и роли человека в формате культурных процессов; разработка категориального аппарата и методов изучения культуры; факторы взаимодействия с иными изучающими культуру науками; рассмотрение проблем социокультурной динамики.
В культурологи основной акцент делается на нескольких функциях, представляющих важное значение для данной науки. Так они являются следующими:
Таким образом, для познавательной функции крайне важным становится достижение определенного уровня общения и взаимопонимания, чье формирование будет зависимым от овладения общей системой смыслов и специальных языков. Функция трансляции может обозначаться также как информационная или функция исторической преемственности.