Само определение постиндустриального общества зародилось в Америке в конце пятидесятых годов прошлого века в связи с возникнувшими тенденциями. Вначале новый тип культуры анализировали как вытекающий шаг в развитии капитализма, вследствие чего усиливается производительность труда, урезается рабочее время, увеличивается уровень материального благополучия человека.
Наиболее влиятельные европейские философы Д. Белл, Р. Арон, 3. Бжезинский, Э. Тоффлер стали рассматривать постиндустриальное общество как качественно новую ступень в развитии человечества, отмеченную переустройством во всех сферах культуры. При этом наравне с совершенствованием существования человека зарождаются массовые вопросы, ответы на которые невозможно отыскать без модификации норм морали и базовых ценностей мировой цивилизации.
В середине прошлого века эти трансформации произошли, и вот важнейшие особенности постиндустриальной культуры:
Постиндустриальное общество считается «экранным» обществом и базируется на новейших компьютерных технологиях, средствах массовой информации и коммуникации.
Благодаря этому становится доступным колоссальный объем информации, активно складывается мировая культура, раскручиваются процессы глобализации. Но в то же время усиливается возможность манипуляции социальным сознанием государственными бюрократическими структурами, а также организациями и людьми, имеющими доступом к информационным потокам. Кроме того, «экран» все больше замещает книгу, вырабатывая новый тип человека.
Постиндустриальная культура не прекращает модифицироваться, но этот тип культуры обхватывает лишь несколько государств, а остальные остаются вне этих изменений.
При становлении постиндустриального общества актуальными становятся вопросы, связанные с глубинными трансформациями человека в динамично модифицирующемся и интенсивном информационном пространстве.
Следует упомянуть главные особенности постиндустриального общества:
Далее важно отметить основополагающие особенности инновационной или постиндустриальной культуры:
Процесс постиндустриализации одолевает мир наравне с процессом так называемой глобализации. Размывание географических, информационных, культурных рамок между странами имеет в виду редкую возможность представиться культурам других стран, перенять от них новое и так далее. Этот процесс неосуществим, если общество не будет располагать высоким уровнем терпимости и уважения к другим.
Американский социолог, родоначальник теории постиндустриального общества Д. Белл подмечает, что на сегодняшний день появляются важнейшие различия в концепции культуры: преемственность и обычай становятся основой для прежней концепции культуры, а многообразие и синкретизм - для современной.
Д. Трубицын, изучая вопросы модернизации России и стран Востока, приходит к выводу, что одним из свойств современного общества становится толерантность. «Данное неотъемлемое качество культуры модерна связано с доминированием ценностей мультикультуризма и признанием. Другого в социокультурной практике. Преодоление этого атавизма представляет собой значительное общественное достижение, а показателем модернизации общества становится именно отношение к одинаковости».
Можно сделать вывод о том, что все вышеуказанные ученые, упоминавшие понятие постиндустриальной культуры в своих работах, привели к пониманию того, что в постиндустриальную эпоху информационные процессы все более становятся интенсивными, более основательная переработка информации и ее полное применение может становится для человека фактором гармонического развития, повышением постоянства и приспособляемости к меняющимся внешним обстоятельствам.