Что такое культура? В современных гуманитарных науках существует множество определений данного термина.
В переводе с латинского языка «cultura» обозначает обработка, возделывание. Термин культура относится к так называемым базовым определениям, которые помогают описывать жизнедеятельность человека и человечества в целом. Категория культура охватывает собой все, что связано с деятельностью человека. Всем со школьной скамьи известно, что культура – это искусственная, или «вторая» природа.
В процессе своего биологического и общественного развития, человек вышел из природного мира, стал обрабатывать природные материалы и таким образом начал создавать искусственную, «вторую» природу. Однако культурная деятельность человеческого существа не закончилась на этом. Человек как существо изначально биологическое подверг обработке также и самого себя, создавая из себя личность, развивая, данные ему природой физические, духовные и интеллектуальные ресурсы. В связи с этим ещё одним значением латинского слова «cultura» является термин облагораживание или воспитание. В I столетии до н.э. знаменитый ортаор Древнего Рима Цицерон применил термин «cultura animae», что значит «обработка души», или «культура» души. До употребления слова «культура» в этом контексте, традиционным значением термина «культура» было словосочетание агрокультура, другими словами возделывание земли.
Итак, в предельно общем смысле культура включает в себя все стороны человеческой жизнедеятельности. Культура – это материальные предметы, образы и идеи, созданные человеком. Культура – это искусственно созданная сфера самореализации и существовании человеческого существа, которая регулирует поведение и взаимодействие людей в социуму. В термин «культура» входят следующие аспекты:
Для более чёткого понимания, что представляет собой культура, нужно знать из каких ключевых элементов она состоит:
Понятия, другими словами концепты. Понятия являются важной составляющей нашей языковой системы. Понятия представляют собой инструмент упорядочивания и организации опыта человека и всего человечества. Опыт позволяет людям впитывать и использовать достижения прошлых поколений.
Отношения. Практически любая культура характеризуется представлениями о взаимоотношении мира реального и сверхъестественного. Также культура включает в себя взгляды, касательно устройства мира, того, из каких частей мир состоит, и как его части связаны друг с другом в пространственно-временном континууме.
Ценности. Фундирующем элементом человеческой культуры являются моральные и нравственные установки. Эти нравственные установки содержат в себе общечеловеческие убеждения, касающиеся целей к которым необходимо стремиться каждому человеку.
Структура культуры состоит из двух уровней: специализированный, обыденный. Обыденный уровень также имеет два уровня: кумулятивный и трансляционный. Если опираться на антропологическую модель человека, то культура на кумулятивном уровне являет собой взаимосвязь элементов, которые представляют собой предрасположенность личности к той или иной деятельности. Самые разные виды деятельности позволяют выделить следующие основные структурные элементы культуры:
Все эти элементы взаимопроникают друг в друга, оказывая большое влияние на жизнедеятельность людей.
Необходимо отметить, что, невзирая на то, что культура сложно структурирована, она всё же является цельным общечеловеческим понятием, и о ней можно говорить только в единственном числе. Помимо научной, религиозной, политической и прочих подразделений культуры, существуют также элементы, охватывающие социальную сторону человечества. К примеру, существует массовая и элитарная культура, а также контркультура.
Важное место в системе культуры занимают мораль, религия, наука и искусство.
Мораль. Характеризуется взаимоотношениями между людьми, построенным по законам, продиктованным самой жизнью. Мораль состоит из множества норм и доктрин, регулирующих поведение и деятельность людей в социуме, а также из санкций, применяемых к тем, кто нарушает нормы морали. Самым ярким примером санкций морали является закон, наказывающий человека, который наносит вред другим индивидам или представляет опасность для социума. За несоблюдение общих установок морали, человека, кроме уголовного преследования, могут уволить с работы, лишить родительских прав и т.д.
Религия. Система религиозных взглядов и представлений издревле выступала как способа познания мира и построения картины мироздания. Религия помогает человеку найти свой смысл в жизни, и кроме всего прочего, позволяет осмысленно воспринимать такие явления как жизнь и смерь, достойно их перенести.
Наука. Имеет три тесно связанных между собой элемента: знание, деятельность, социальная организация. В общем смысле наука предполагает способ построения рациональной картины мира, а также изменение предмета с целью его познания.
Искусство. Сфера духовно-практической деятельности человека. Под искусством, понимается, в первую очередь, мастерство, или же искусные навыки. Позже данный термин стал более широким и сегодня употребляется в значении творческой деятельности, нацеленной на изменение окружающей действительности по канонам гармонии и красоты.
В заключении нужно отметить, что сущность и основные элементы культуры имеют ряд общих функций, главная из которых – гуманистическая. Культура позволяет человеку стать личностью и прививает ему такие качества как любовь к другим людям, толерантность, милосердие и альтруизм. Культура это неотъемлемая часть жизни, владение которой является высшей ценностью.