На сегодняшний день предмет социологии культуры значительно расширился, по сравнению с предыдущими годами. Это связано с тем, что появилось большое количество новых направлений и исследований социологии культуры как особой отрасли социологического знания. Иногда культуру даже отождествляют с обществом, а их предметное поле при этом во многом совпадает. Но более верной является точка зрения о том, что предметом социологии культуры выступает система взаимоотношений, которая складывается между обществом и культурой.
Социология культуры сегодня – это наука, чей взор обращен на рассмотрение строения и особенностей функционирования культуры в ее тесной взаимосвязи с социальными структурами и институтами, а также отдельных этапов развития культуры в соотношении с определенными промежутками времени.
Как научная отрасль, социология культуры занимается большим количеством отраслей деятельности. К ним следует отнести такие задачи, как:
Таким образом, социология культуры – это не просто отрасль социологического знания: это особое направление, которое охватывает практически все стороны проблематики общественной жизни индивидов и рассматривают ее под довольно специфическим углом зрения, что и придает уникальность ее разработкам. Культурное содержание – это тот компонент, которым наделены все виды целенаправленной рациональной социальной деятельности индивида: это и труд, и быт, и политическое участие, и образовательные услуги.
Объектом социологии культуры являются социальные аспекты взаимодействий культуры и общества. Культура с точки зрения социологического знания рассматривается прежде всего через призму социального. Это значит, что она анализируется с точки зрения процессов социального взаимодействия и их наглядных результатов. В этом смысле исследование культуры – это сложный процесс по освоению очень многомерного общественного процесса, который должен быть осмыслен всеми членами общества и воспроизведен в соответствии с их культурными и идеологическими установками. Также стоит сделать акцент на том, что культурные объекты обладают таким системным качеством, что позволяет им концентрироваться на их собственной внутренней целостности. Они могут вступать во взаимодействия друг с другом, а также могут благоустраивать взаимоотношения с другими важными аспектами, выделяемыми в человеческой жизни и в деятельности отдельного индивида. Например, если мы говорим о системных компонентах какого-либо художественного произведения, то мы всегда делаем акцент на его цель – донести до читателя смысл.
Компоненты социологии культуры и отдельно культурной сферы, несмотря на свои взаимосвязи, обладают также относительной независимостью, когда речь идет о существовании и об осуществлении функций. Также в качестве примера возьмем художественные произведения и различные научные теории и акцентируем внимание на том, что они являются прямым отражением отношения индивида к окружающему его миру, но при этом, в силу специфики обоих направлений, они дают явлениям и процессам совершенно различные оценки.
Что касается предмета социологии культуры, то здесь следует сказать о том, что в отечественной мысли он все еще не до конца актуализирован. Многие из ученых склоняются к мнению о том, что одним из важнейших предметных аспектов является рассмотрение современного социального и культурного пространства через призму сущностных изменений роли культуры в жизни современного российского общества, которое также изменяется и развивается в соответствии с требованиями, которые выдвигаются европейскими и мировыми сообществами, и которые невозможно игнорировать ради дальнейшего развития и соответствия международным стандартам. К тому же, наша культура довольно серьезно обогащается за счет идей, которые приходят к нам именно с Запада.
Направления, которые выделяются по субъекту культуры (то есть, по его носителю), могут соответствовать следующим элементам культуры в рамках социальной сферы: общество, научное сообщество, социальные общности некоторых типов (например, территориальные и демократические), классы и социальные группы. Также одним из субъектов культуры в социологии является личность как культурная единица и как главный творец культурных элементов.
Предметное поле составляют все объективные, а также субъективные факторы материальной, социальной и духовной культур. Они находятся в заметной и серьезное взаимозависимости друг с другом, поэтому их можно рассматривать в совокупности и в этой связи. В мировой социологии, таким образом, культура выступает в качестве собирательного понятия, которая включает в себя все основные элементы, рассматриваемые в двояком смысле: и как социальные, и как культурные единицы. Также мы должны выделить социологию различных видов творческой деятельности, проблемы, которые возникают при межкультурном взаимодействии различных общностей. Тут же ведется речь о диалоге культур или же о конфликтах, которые выстраиваются в связи с тем, что культуры принадлежат к совершенно противоположным направлениям, и не могут сосуществовать друг с другом, также если предприняты попытки заключения конвенций и договоров.